Личная Эффективность (управление временем) – междисциплинарный раздел науки и практики, посвященный изучению проблем и методов оптимизации временных затрат в различных сферах и отраслях человеческой жизнедеятельности. Традиционно сложилось так, что «управление временем» – это раздел общего управления. В некоторых случаях тайм-менеджмент связан с общими вопросами управления организационными структурами и процессами, иногда – с персональными навыками и личными компетенциями, именно поэтому, тайм-менеджмент имеет обширные междисциплинарные связи с множеством других наук: философией, психологией, социологией и др.

Данная программа курса разработана в рамках гуманитарного цикла программ вузовской и послевузовской подготовки, входит в блок практикоориентированных дисциплин. Её целью является развитие у студентов навыков целеполагать, анализировать, планировать, действовать по плану, оценивать и корректировать, которые будут способствовать эффективной организации их учебной деятельности. Задачами курса является освоение практических навыков в области целеполагания, развитие навыков расстановки приоритетов в делах и планирования времени, а также анализ внутренних и внешних помех времени, овладение способами работы с помехами.

Занятия проводятся в интерактивном режиме, позволяющем не только актуализировать понятие «управление собственным временем», но и обогатить опыт участников способами работы, сокращающими затраты времени на выполнение той или иной задачи.

Особое внимание в программе курса уделяется развитию навыков расстановки приоритетов в делах и планированию времени. Представлены способы самомотивации и саморазгрузки.

В рамках данного курса применяется технология тайм-менеджмент, которая позволяет рационально организовывать свою деятельность, деятельность коллектива или организации во времени с использованием наиболее эффективных приемов и техник для достижения цели с минимальными временными, энергетическими и другими ресурсными затратами, и достижением максимального результата.

Педагогическая технология тайм-менеджмент обладает своей целью (развитие навыков самоорганизации студентов в учебной деятельности). Также тайм-менеджмент отвечает основным методологическим принципам, которые предъявляются педагогической технологии (концептуальности, системности, управляемости, эффективности, воспроизводимости, интеграции, целостности и вариативности, сознательности и активности, учета типа восприятия). Кроме того, педагогической технологии тайм-менеджмент свойственны собственные принципы: ориентация на время как на ценность, самостоятельная организация учебной деятельности, индивидуальность решения учебных целей и задач, контроль собственной эффективности, направленность на повышение эффективности, достижимость результатов и неисчерпаемость резервов эффективности.

Тайм-менеджмент соответствует ряду педагогических закономерностей (динамики педагогического процесса, развития личности в педагогическом процессе, управления учебно-воспитательным процессом, стимулирования, единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе, единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности, обусловленности) Технология тайм-менеджмент базируется на технологическом, личностно-ориентированном и деятельностном подходах.

Курс реализовывается при соблюдении педагогических условий:1) цифровизация; 2) мотивирование; 3) мониторинг с коррекцией результатов.

Цифровизация является организационно-педагогическим условием, помогает вести образовательный процесс в условиях невозможности очного присутствия в условиях вынужденной изоляции, пандемии, при введении занятий для иностранных граждан, а также дает возможность повторного прохождения курса при необходимости в удобное для обучающегося времени. Для осуществления условия цифровизации для курса "Психология личной эффективности" был разработан данный цифровой образовательный ресурс.

Мотивация служит движущей силой при любой деятельности. Мощное воздействие для достижения цели оказывает внутренняя мотивация, когда мотив действия совпадает с целью действия. Высокий уровень познавательной активности студентов способствует оптимизации всего учебного процесса в вузе и повышает качество получаемых знаний и навыков. Поэтому в качестве психолого-педагогического условия в развитии навыков самоорганизации в данном курсе выступает мотивация студентов к учебной деятельности, осуществляемая посредством разъяснения значимости образования для их будущего, объяснении ценности времени и предоставлении права выбора хода мышления и планирования учебной деятельности при помощи подборки приемов тайм-менеджмента. Кроме того в курсе для осуществления условия применяются такие приемы как анимация, скрытые символы, работа с цветом.

В качестве дидактического условия реализации курса выступает мониторинг с коррекцией результатов. Майоров А.Н. приводит следующее определение мониторинга: «это методика и система наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов. Результаты мониторинга дают возможность вносить корректировки по управлению объектом или процессом». Строкова Т.А. подчеркивала, что характерными свойствами мониторинга является системность и многократность замеров, основанных на одинаковых эмпирических признаках. Управляемым процессом в данном исследовании является развитие навыков самоорганизации студентов в учебной деятельности; объектом является уровень самоорганизации студентов. В качестве методики наблюдения за состоянием развития навыков самоорганизации студентов в исследовании применялась авторская диагностика, которая позволяет измерить показатели самоорганизации и их динамику. Измерение уровня самоорганизации производится в начале и по завершении эксперимента по одним и тем же показателям, что отвечает требованию, предъявляемому к мониторингу (замеры должны быть основаны на одинаковых эмпирических признаках). Кроме того мониторинг и своевременная коррекция путем педагогического вмешательства производились над процессом усвоения знаний приемов технологии тайм-менеджмента студентами, умением применять их на практике (в учебной деятельности) и освоением навыков самоорганизации. По окончании курса предусмотрен зачет. 

Усвоение курса обещает быть увлекательным и полезным для слушателей. Желаем максимально с пользой провести время, выделенное на освоение курса "Психология личной эффективности" !