Материалы курса отражают современные представления о механизмах отклоняющегося психического развития и принципах его исправления в системе психологической помощи. Особое внимание уделяется изучению представлений о социализации ребенка как процессе освоения идеальных форм культуры и овладении человеческими формами деятельности, а также формировании высших психических функций.

Основное внимание в рамках курса будет уделено характеристике отклонений в психофизическом развитии и обсуждению психокоррекционной работы традиционным для отечественной специальной психологии и представленым в теоретическом пространстве культурно-исторической психологии Л.С. Выготского.

Логика построения курса позволяет представить психологическую практику специальной психологии не как набор разрозненных фактов отклоняющегося психического развития и отдельных приемов коррекционной работы, а как целостную систему, раскрывающую механизмы и закономерности аномального психического развития и принципы его коррекции.