Аннотация. Цель ЦОР: обеспечить возможность дистанционного освоения знаний, умений и навыков для психологического сопровождения тренировочного и соревновательного процесса в детско-юношеском спорте, а также помочь в организации самостоятельной работы магистров при освоении соответствующих дисциплин. Технологии обучения: обеспечение самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям, тестированию знаний, выполнению творческих заданий по дисциплинам. Контроль работы студента с материалами данного курса осуществляется разными формами в дистанционном и/или интерактивном режиме: ответы на вопросы зачета, тестирование, работа с кейсами, выполнение творческих заданий по составлению ментальных карт, анализу художественных фильмов, анализу реальных случаев поведения тренера на практике, разработке и обмену кейсами, проведению и анализу психологической диагностики и развивающей работе психолога в виде составления и презентации тренинговых программ для тренеров ДЮС.

Формируемые компетенции: ПК -1 Способен осуществлять анализ качества и проектирование психологически безопасной образовательной среды в организациях детско-юношеского спорта

ПК-3 Способен вести консультативную деятельность в психологическом сопровождении субъектов образования 

Результаты обучения. Выпускник, освоивший дисциплины, должен:

 Знать 

  • психологическую специфику тренировочного и соревновательного процесса; 
  • психологические механизмы переживания тренировочных и соревновательных ситуаций; 
  • основные теории и концепции саморегуляции состояний;
  • методы и методики регуляции и саморегуляции психических состояний;
  • методы организации и проведения диагностики психических состояний;
  • основные формы и методы психологического сопровождения в трудных жизненных ситуациях;
  • психологическое основы проектирования деятельности психолога в детско-юношеском спорте;
  • психологические основы экспертизы безопасности и психологических рисков в детско-юношеском спорте

Уметь 

  • диагностировать особенности личности спортсменов и тренеров, особенности переживания ими тренировочных и соревновательных ситуаций; 
  • предлагать методы и способы регуляции состояний;
  • применять на практике методы работы с психическими состояниями;
  • быстро и точно диагностировать психические состояния;
  • проектировать программы психологического сопровождения тренировочных и соревновательных ситуаций

Владеть 

  • методами диагностики и коррекции психических состояний, возникающих в тренировочных и соревновательных ситуациях;
  • основными коммуникативными методами и приемами общения в профессиональной сфере.
  • навыками разрешения конфликта в тренировочных и соревновательных ситуациях;
  • основными приемами профилактики негативных психических состояний;
  • методами распознавания, осознания и идентификации негативных психических состояний.
  • навыками саморегуляции и рефлексии собственного эмоционального состояния.  

Перечень тем (модулей) ЦОР

Модуль 1. Педагогическая психология общения тренера со спортсменами

Модуль 2. Психологическое сопровождение ранней профессионализации в спорте

Модуль 3. Психологическое сопровождение тренировочного и соревновательного процесса

Модуль 4. Психология регуляции состояний спортсмена и тренера

Модуль 5. Основы проектирования деятельности психолога в детско-юношеском спорте

Требования к обучающимся: для освоения модулей магистрант должен владеть знаниями умениями и навыками по общей, социальной психологии и психодиагностике, психологии личности, психологическим концепциям в педагогике спорта.

Формат. ЦОР обеспечивает три дисциплины основной профессиональной образовательной программы 44.04.02 "Психолого-педагогическое образование (Психология и педагогика детско-юношеского спорта)" (УП 2019):

1. Педагогическая психология общения тренера со спортсменами. Дисциплина включена в раздел "Б1.В.01.03 Дисциплины (модули)" основной профессиональной образовательной программы и относится к вариативной части. Осваивается на 1 курсе в 1 семестре. 

2. Психологическое сопровождение тренировочного и соревновательного процесса. Дисциплина включена в раздел "Б1.В.03.03 Дисциплины (модули)" и относится к вариативной части. Осваивается на 2 курсе в 3 семестре. 

3. Психология регуляции состояний спортсмена и тренера. Дисциплина включена в раздел "Б1.В.ДВ.04.02 Дисциплины (модули)" и относится к дисциплинам по выбору вариативной части. Осваивается на 2 курсе в 4 семестре.

4. Психология ранней профессионализации в спорте. Дисциплина включена в раздел "Б1.В.03.02 Дисциплины (модули)" и относится к дисциплинам вариативной части. Осваивается на 1 курсе во 2 семестре.

5.  Психологические основы проектирования и экспертизы в детско-юношеском спорте. Дисциплина включена в раздел "Б1.В.02.03 Дисциплины (модули)" и относится к дисциплинам вариативной части. Осваивается на 2 курсе в 4 семестре.

6. Проектирование деятельности психолога в детско-юношеском спорте Дисциплина включена в раздел "Б1.В.ДВ.07.01  Дисциплины (модули)" и относится к дисциплинам по выбору вариативной части. Осваивается на 2 курсе в 4 семестре.

Название института, в котором реализуется дисциплины: Институт психологии и образования

Трудоемкость дисциплин и тематический план представлены в описании соответствующих модулей.

Автор ЭОР: Лопухова Ольга Геннадьевна, доцент кафедры педагогической психологии, кандидат психологических наук, тел.: +781972707703, email: Olga.Lopoukhova@kpfu.ru.