Институт психологии и образования, кафедра педагогики и методики начального образования
Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профиль «Начальное образование и иностранный (английский) язык» (бакалавриат, 1 курс, 2 семестр, очное обучение)
Учебный план: «Педагогическое образование» (очное, 2014,2015).
Дисциплина: «Детская литература».
Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 18, практические занятия – 52, самостоятельная работа - 38); форма контроля: экзамен.
Аннотация: Учебная дисциплина "Детская литература" относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла в структуре основной образовательной программы бакалавриата. Данный модуль относится к разделу Б1.В.ОД.4.7- Детская литература. Настоящая программа составлена для подготовки студентов, обучающихся по направлениям подготовки "Педагогическое образование" с двумя профилями подготовки "Начальное образование и иностранный (английский) язык".
Курс направлен на овладение основами теории и истории детской литературы, овладение понятием детской субкультуры как культуры детства, на уяснение сложности и многозначности представлений о ребенке и детстве в произведениях детских писателей.
Цель курса «Детская литература » - изучение и усвоение теоретических основ данной дисциплины, ее специфики, приобретение навыков литературоведческого анализа и интерпретации текстов произведений отечественной классической детской литературы, получение знаний об основных этапах развития и системе жанров детской литературы; готовность к распространению и популяризации литературоведческих знаний в воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста.
Основная задача курса - сформировать профессиональные умения и навыки, компетенции студентов по детской литературе, подготовить студентов к преподавательской деятельности в начальной школе.
Изучение курса строится как система лекционных и практических занятий, контрольно-обобщающих заданий. В лекциях дается теоретическое обоснование курса.
Рефераты, электронные презентации, творческие письменные задания позволяют студентам синтезировать полученные знания с собственными идеями и проявить личный уровень подготовки по данному курсу.
Темы:
- Устное народное творчество.
- Русская детская литература средних веков.
- Русская детская литература XVII-XVIII веков.
- Русская детская литература первой половины XIX века.
- Русская детская литература второй половины XIX века.
- Детская литература 20-30-х годов.
- Детская литература 40-50-х годов.
- Детская литература 60-80-х годов.
- Историческая детская и природоведческая литература. Фантастика в детском чтении. Современная детская литература.
Тематика практических занятий:
- Детский фольклор. Поэзия пестования.
- Русские народные сказки. Былины. Малые жанры фольклора.
- Русская детская литература средних веков. Первые азбуки.
- Русская детская литература XVII-XVIII веков. Первый детский поэт Савватий. Творчество К.Истомина, С.Полоцкого, Ф.Прокоповича для детей.
- Деятельность Н.Г.Курганова, Н.И.Новикова, Н.М.Карамзина, А.Т.Болотова.
- Первый журнал для детей Н.И.Новикова «Детское чтение для сердца и разума».
- Русская детская литература первой половины XIX века. Басни И.А.Крылова в детском чтении.
- Литературные сказки А.С.Пушкина, П.П.Ершова, А.Погорельского для детей.
- Сказки и рассказы В.Ф.Одоевского для детей.
- Творчество В.И.Даля, С.Т.Аксакова, К.Д.Ушинского.
- Русская детская литература второй половины XIX века. Произведения для детей Л.Н.Толстого, Д.Н.Мамина - Сибиряка,
- Сказки В.М.Гаршина для детей. Рассказы А.П.Чехова о детях и для детей.
- Поэзия А.С.Пушкина, А.В.Кольцова, Н.А.Некрасова в детском чтении.
- Поэзия поэтов серебряного века для детей.
- Детская литература 20-30-х годов. Роль М.Горького, К.И.Чуковского в становлении и развитии детской литературы XX века.
- Творчество А.И.Куприна, А.М.Ремизова, В.Г.Короленко. Массовая детская литература.
- Художественный мир С.Я.Маршака, А.Л.Барто, А.Н.Толстого, А.П.Гайдара, Ю.К.Олеши.
- Поэты группы «Обэриу».
- Художественно-познавательная литература 20-30-х годов. Творчество М.М.Пришвина, Б.С.Житкова, В.В.Бианки, Е.И.Чарушина, К.Г.Паустовского.
- Творчество Н.П.Кончаловской, В.П.Катаева, Л.Пантелеева, В.А.Осеевой.
- Детская литература 60-80-х годов. Мир и дети в прозе В.П.Астафьева, Р.П.Погодина, А.Г.Алексина, В.В.Голявкина, Б.В.Заходера.
- Современная детская литература. Произведения Тима Собакина, М.Бородицкой, А.Усачева, Н.Матвеевой, Б.Сергуненкова для детей.
- Приемы художественно-исторического повествования в детской литературе Творчество С.П.Алексеева, Г.Н.Юдина, С.М.Голицына для детей.
- Юмористические рассказы для детей. Творчество Н.Носова и В.Драгунского.
- Творчество Э.Н.Успенского для детей. Природоведческая книга для детей в 60-80-е гг. XX в. (Н.Сладков, С.Сахарнов, Г.Снегирев, В.Чаплина).
- Фантастические жанры в детском чтении. Творчество Кира Булычева, Е.С.Велтистова.
Ключевые слова: детская литература, специфика, младший школьник, детский фольклор, сказка, поэзия пестования, былина, повесть, литературная сказка, природоведческая литература, историческая литература, фантастика.
Автор курса: Камалова Лера Ахтямовна, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, кандидат педагогических наук, доцент, тел.:89061120794, email: leraax57@mail.ru
Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2015 года
Доступность: записанные на курс пользователи
Язык интерфейса: русский
URL: https://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=3096
- Преподаватель: Лера Камалова