Институт психологии и образования,  кафедра педагогики и методики начального образования

Направление подготовки:  44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профиль «Начальное образование и иностранный (английский) язык» (бакалавриат, 1 курс, 2 семестр, очное обучение) 
Учебный план: «Педагогическое образование» (очное, 2014,2015).

Дисциплина: «Детская литература».

Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 18, практические занятия – 52, самостоятельная работа - 38); форма контроля: экзамен.

Аннотация: Учебная дисциплина "Детская литература" относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла в структуре основной образовательной программы бакалавриата. Данный модуль относится к разделу Б1.В.ОД.4.7- Детская литература. Настоящая программа составлена для подготовки студентов, обучающихся по направлениям подготовки "Педагогическое образование" с двумя профилями подготовки "Начальное образование и иностранный (английский) язык".

Курс направлен на овладение основами теории и истории детской литературы, овладение понятием детской субкультуры как культуры детства, на уяснение сложности и многозначности представлений о ребенке и детстве  в произведениях детских писателей.

Цель курса «Детская литература » - изучение и усвоение теоретических  основ данной дисциплины, ее специфики, приобретение навыков литературоведческого анализа и интерпретации текстов произведений отечественной  классической детской литературы,   получение знаний об основных этапах развития и системе жанров детской  литературы; готовность к распространению и популяризации литературоведческих знаний в воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста.

Основная задача курса  -  сформировать профессиональные умения и навыки, компетенции студентов по детской литературе,  подготовить студентов к преподавательской деятельности в начальной школе.

Изучение  курса строится как система лекционных и практических занятий, контрольно-обобщающих заданий. В лекциях дается теоретическое обоснование курса.

Рефераты, электронные презентации, творческие письменные задания  позволяют студентам синтезировать полученные знания с собственными идеями и проявить личный уровень подготовки по данному курсу. 

Темы: 

  1. Устное народное творчество.
  2.  Русская детская литература средних веков.
  3. Русская детская литература XVII-XVIII  веков.
  4. Русская детская литература  первой половины XIX века.
  5. Русская детская литература  второй половины XIX века.
  6. Детская литература 20-30-х годов.
  7. Детская литература 40-50-х годов.
  8. Детская литература 60-80-х годов.
  9. Историческая детская и природоведческая литература. Фантастика в детском чтении. Современная детская литература.

 

Тематика практических занятий

  1. Детский фольклор. Поэзия пестования.
  2.  Русские народные сказки. Былины. Малые жанры фольклора.
  3. Русская детская литература средних веков. Первые азбуки.
  4. Русская детская литература XVII-XVIII  веков. Первый детский поэт Савватий. Творчество К.Истомина, С.Полоцкого, Ф.Прокоповича для детей.
  5.  Деятельность Н.Г.Курганова, Н.И.Новикова, Н.М.Карамзина, А.Т.Болотова.
  6. Первый журнал для детей Н.И.Новикова «Детское чтение для сердца и разума».
  7. Русская детская литература  первой половины XIX века. Басни И.А.Крылова в детском чтении.
  8. Литературные сказки А.С.Пушкина, П.П.Ершова, А.Погорельского для детей.
  9.  Сказки и рассказы В.Ф.Одоевского для детей.
  10. Творчество  В.И.Даля, С.Т.Аксакова,  К.Д.Ушинского.
  11. Русская детская литература  второй половины XIX века. Произведения для детей Л.Н.Толстого, Д.Н.Мамина - Сибиряка,
  12. Сказки В.М.Гаршина для детей.  Рассказы А.П.Чехова о детях и для детей.
  13. Поэзия А.С.Пушкина, А.В.Кольцова, Н.А.Некрасова в детском чтении.
  14. Поэзия поэтов серебряного века для детей.
  15.  Детская литература 20-30-х годов. Роль М.Горького,  К.И.Чуковского в становлении и развитии детской литературы XX века.
  16.  Творчество А.И.Куприна, А.М.Ремизова, В.Г.Короленко. Массовая  детская литература.
  17. Художественный мир С.Я.Маршака, А.Л.Барто, А.Н.Толстого, А.П.Гайдара, Ю.К.Олеши.
  18. Поэты группы «Обэриу».
  19. Художественно-познавательная литература 20-30-х годов. Творчество М.М.Пришвина, Б.С.Житкова, В.В.Бианки, Е.И.Чарушина, К.Г.Паустовского.
  20.  Творчество Н.П.Кончаловской, В.П.Катаева, Л.Пантелеева, В.А.Осеевой.
  21. Детская литература 60-80-х годов. Мир и дети в прозе В.П.Астафьева, Р.П.Погодина, А.Г.Алексина, В.В.Голявкина, Б.В.Заходера.
  22. Современная детская литература. Произведения Тима Собакина, М.Бородицкой, А.Усачева, Н.Матвеевой,  Б.Сергуненкова для детей.  
  1. Приемы художественно-исторического повествования в детской литературе Творчество С.П.Алексеева, Г.Н.Юдина, С.М.Голицына для детей.
  2. Юмористические рассказы для детей. Творчество Н.Носова и В.Драгунского.
  3. Творчество Э.Н.Успенского для детей. Природоведческая книга для детей в 60-80-е гг.  XX  в. (Н.Сладков, С.Сахарнов, Г.Снегирев, В.Чаплина).
  4. Фантастические жанры в детском чтении. Творчество Кира Булычева, Е.С.Велтистова.

 

Ключевые слова:  детская литература, специфика, младший школьник, детский фольклор, сказка, поэзия пестования, былина, повесть, литературная сказка, природоведческая литература, историческая литература,  фантастика.

 Автор курса:  Камалова Лера Ахтямовна, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, кандидат педагогических наук, доцент, тел.:89061120794, email: leraax57@mail.ru

 Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2015 года

Доступность: записанные на курс пользователи

Язык интерфейса: русский

URL: https://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=3096 

Рабочая программа курса "Детская литература"

Краткий конспект курса Детская литература