Институт психологии и образования,  кафедра  начального образования

Направление подготовки:  44.03.05 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование и иностранный (английский)  язык» (бакалавриат, 1 курс, 2 семестр, очное обучение) 
Учебный план: «Педагогическое образование» (очное, 2018).

Дисциплина: «Русский язык (Фонетика)».

Количество часов: 128 ч. (в том числе: лекции – 12, практические занятия – 26, самостоятельная работа - 90); форма контроля: зачет.

Аннотация: Учебная дисциплина "Русский язык (Фонетика)" относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла Б.1.0.04.05.  в структуре основной образовательной программы бакалавриата. Настоящая программа составлена для подготовки студентов, обучающихся по направлениям подготовки "Педагогическое образование" с двумя профилями подготовки "Начальное образование и иностранный (английский) язык".

 «Русский язык (Фонетика)»  изучается как часть дисциплины «Русский язык». Фонетика  является  фундаментом  для освоения последующих разделов курса русского языка. В данном курсе  рассматриваются понятия фонемы, звука, фонетической системы русского языка в области гласных и согласных, слога и слогораздела, изучаются позиционные изменения в области гласных и согласных  звуков, закон  восходящей звучности, особенности ударения и интонации в русском языке,  правила фонетической транскрипции, фонетический разбор слов.

Цель курса «Русский язык (Фонетика)» - изучение и усвоение теоретических  основ фонетики как науки о звуковой стороне языка, изучающей способы образования звуков речи, их отличительные признаки, их изменение в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения.

Основная задача курса  -  сформировать профессиональные компетенции студентов по русскому языку; сформировать навыки анализа фонетических явлений исторического и современного уровня развития русского литературного языка;  практического разбора сегментных и суперсегментных фонетических единиц современного русского языка; подготовить студентов к преподавательской деятельности в начальной школе.

Изучение  курса строится как система лекционных и практических занятий, контрольно-обобщающих заданий. В лекциях дается теоретическое обоснование курса.

Рефераты, электронные презентации, творческие письменные задания  позволяют студентам синтезировать полученные знания с собственными идеями и проявить личный уровень подготовки по данному курсу. 

Темы: 

  1. Фонетическая система русского языка. Гласные и согласные звуки.
  2. Фонема  и фонологическая система русского литературного языка  в Московской и Санкт-Петербургской  фонологических школах.
  3. Позиционные изменения в области гласных звуков. Редукция 1 и 2 степени.
  4. Позиционные изменения в области согласных звуков. Ассимиляция. Диссимиляция. Аккомодация.
  5. Слог и слогораздел. Ударение.
  6. Фонетическая транскрипция. Полный фонетический разбор слова.

Тематика практических занятий1.Акустико-артикуляционный и функциональный аспекты фонетики. Теоретическое и практическое значение изучения фонетики современного русского языка. 2. Фонетическая система русского языка. 3. Фонетические чередования согласных и гласных звуков русского языка.  4. Фонема  и фонологическая система русского литературного языка  во взглядах представителей  Московской и Санкт-Петербургской  фонологических школ. 5. Фонологическая система русского языка. 6. Звуки русского языка в потоке речи. Фонетические позиции. 7. Слог и слогораздел в русском языке. 8. Ударение. Словесное ударение. Фразовое, тактовое, логическое ударение.  9. Интонация. Функции интонации и тональные средства интонации. 10. Фонетический разбор и фонетическая транскрипция в школьной и вузовской программах.11. Фонетическая транскрипция. 12. Транскрибирование текстов. 13. Фонетическая транскрипция в школьной и вузовской программах.
Ключевые слова:  фонетика, фонема, звук, фонетический, фонологический, гласный, согласный, редукция, аккомодация, ассимиляция,  транскрипция, слог, слогораздел, интонация, ударение.

 Автор курса:  Камалова Лера Ахтямовна, доцент кафедры начального образования, кандидат педагогических наук, доцент, тел.: 89061120794, email: leraax57@mail.ru

 Дата начала эксплуатации: 11 февраля 2020 года

Рабочая программа курса "Русский язык"(Фонетика)

Краткий конспект лекций по курсу Русский язык (Фонетика)

 

Институт психологии и образования,  кафедра педагогики и методики начального образования

Направление подготовки:  44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профиль «Начальное образование и иностранный (английский) язык» (бакалавриат, 1 курс, 2 семестр, очное обучение) 
Учебный план: «Педагогическое образование» (очное, 2014,2015).

Дисциплина: «Детская литература».

Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 18, практические занятия – 52, самостоятельная работа - 38); форма контроля: экзамен.

Аннотация: Учебная дисциплина "Детская литература" относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла в структуре основной образовательной программы бакалавриата. Данный модуль относится к разделу Б1.В.ОД.4.7- Детская литература. Настоящая программа составлена для подготовки студентов, обучающихся по направлениям подготовки "Педагогическое образование" с двумя профилями подготовки "Начальное образование и иностранный (английский) язык".

Курс направлен на овладение основами теории и истории детской литературы, овладение понятием детской субкультуры как культуры детства, на уяснение сложности и многозначности представлений о ребенке и детстве  в произведениях детских писателей.

Цель курса «Детская литература » - изучение и усвоение теоретических  основ данной дисциплины, ее специфики, приобретение навыков литературоведческого анализа и интерпретации текстов произведений отечественной  классической детской литературы,   получение знаний об основных этапах развития и системе жанров детской  литературы; готовность к распространению и популяризации литературоведческих знаний в воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста.

Основная задача курса  -  сформировать профессиональные умения и навыки, компетенции студентов по детской литературе,  подготовить студентов к преподавательской деятельности в начальной школе.

Изучение  курса строится как система лекционных и практических занятий, контрольно-обобщающих заданий. В лекциях дается теоретическое обоснование курса.

Рефераты, электронные презентации, творческие письменные задания  позволяют студентам синтезировать полученные знания с собственными идеями и проявить личный уровень подготовки по данному курсу. 

Темы: 

  1. Устное народное творчество.
  2.  Русская детская литература средних веков.
  3. Русская детская литература XVII-XVIII  веков.
  4. Русская детская литература  первой половины XIX века.
  5. Русская детская литература  второй половины XIX века.
  6. Детская литература 20-30-х годов.
  7. Детская литература 40-50-х годов.
  8. Детская литература 60-80-х годов.
  9. Историческая детская и природоведческая литература. Фантастика в детском чтении. Современная детская литература.

 

Тематика практических занятий

  1. Детский фольклор. Поэзия пестования.
  2.  Русские народные сказки. Былины. Малые жанры фольклора.
  3. Русская детская литература средних веков. Первые азбуки.
  4. Русская детская литература XVII-XVIII  веков. Первый детский поэт Савватий. Творчество К.Истомина, С.Полоцкого, Ф.Прокоповича для детей.
  5.  Деятельность Н.Г.Курганова, Н.И.Новикова, Н.М.Карамзина, А.Т.Болотова.
  6. Первый журнал для детей Н.И.Новикова «Детское чтение для сердца и разума».
  7. Русская детская литература  первой половины XIX века. Басни И.А.Крылова в детском чтении.
  8. Литературные сказки А.С.Пушкина, П.П.Ершова, А.Погорельского для детей.
  9.  Сказки и рассказы В.Ф.Одоевского для детей.
  10. Творчество  В.И.Даля, С.Т.Аксакова,  К.Д.Ушинского.
  11. Русская детская литература  второй половины XIX века. Произведения для детей Л.Н.Толстого, Д.Н.Мамина - Сибиряка,
  12. Сказки В.М.Гаршина для детей.  Рассказы А.П.Чехова о детях и для детей.
  13. Поэзия А.С.Пушкина, А.В.Кольцова, Н.А.Некрасова в детском чтении.
  14. Поэзия поэтов серебряного века для детей.
  15.  Детская литература 20-30-х годов. Роль М.Горького,  К.И.Чуковского в становлении и развитии детской литературы XX века.
  16.  Творчество А.И.Куприна, А.М.Ремизова, В.Г.Короленко. Массовая  детская литература.
  17. Художественный мир С.Я.Маршака, А.Л.Барто, А.Н.Толстого, А.П.Гайдара, Ю.К.Олеши.
  18. Поэты группы «Обэриу».
  19. Художественно-познавательная литература 20-30-х годов. Творчество М.М.Пришвина, Б.С.Житкова, В.В.Бианки, Е.И.Чарушина, К.Г.Паустовского.
  20.  Творчество Н.П.Кончаловской, В.П.Катаева, Л.Пантелеева, В.А.Осеевой.
  21. Детская литература 60-80-х годов. Мир и дети в прозе В.П.Астафьева, Р.П.Погодина, А.Г.Алексина, В.В.Голявкина, Б.В.Заходера.
  22. Современная детская литература. Произведения Тима Собакина, М.Бородицкой, А.Усачева, Н.Матвеевой,  Б.Сергуненкова для детей.  
  1. Приемы художественно-исторического повествования в детской литературе Творчество С.П.Алексеева, Г.Н.Юдина, С.М.Голицына для детей.
  2. Юмористические рассказы для детей. Творчество Н.Носова и В.Драгунского.
  3. Творчество Э.Н.Успенского для детей. Природоведческая книга для детей в 60-80-е гг.  XX  в. (Н.Сладков, С.Сахарнов, Г.Снегирев, В.Чаплина).
  4. Фантастические жанры в детском чтении. Творчество Кира Булычева, Е.С.Велтистова.

 

Ключевые слова:  детская литература, специфика, младший школьник, детский фольклор, сказка, поэзия пестования, былина, повесть, литературная сказка, природоведческая литература, историческая литература,  фантастика.

 Автор курса:  Камалова Лера Ахтямовна, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, кандидат педагогических наук, доцент, тел.:89061120794, email: leraax57@mail.ru

 Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2015 года

Доступность: записанные на курс пользователи

Язык интерфейса: русский

URL: https://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=3096 

Рабочая программа курса "Детская литература"

Краткий конспект курса Детская литература

Курс предназначен для проведения аттестации

Направление: 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование (Психология и педагогика дошкольного образования), бакалавр

Учебный план: 44.03.05 - ????

Дисциплина: «Психолого-педагогическая диагностика» (бакалавры, 2 курс)

Количество часов: 72 ч. (в том числе: лекции – 4, практические занятия – 4, самостоятельная работа – 60, зачет – 4), форма контроля: зачет .

Аннотация: Данный курс направлен на формирование профессиональной компетентности бакалавров в системе дошкольного образовании. В процессе изучения курса студенты приобретают знания и умения необходимые для педагогического проектирования и практики

Темы:

???

Ключевые слова: дошкольное образованиедиагностика, возрастная психология, методы диагностики.

Автор курса:

Григорьева Стелла Георгиевна, профессор кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования

тел.: (843) 2-92-56-51, email: ste-grigoreva@yandex.ru

Каюмова Лейсан Рафисовна, ассистент кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования

тел.: (843) 2-92-56-51, email: kaioum@mail.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2018 г.

Доступность: записанные на курс пользователи

Язык интерфейса: русский

Институт психологии и образования, кафедра дошкольного и начального образования

Направление: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Начальное образование и иностранный (английский) язык)

Учебный план: ИПиО (Педагогика), Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Начальное образование и иностранный (английский) язык) очное бакалавр 2017 г.

Дисциплина: «Методика обучения русскому языку» 1 семестр (бакалавр, 4 курс, очное обучение)

Количество часов:

Общее: 108 ч. (в том числе: лекции – 16, практические занятия – 38, самостоятельная работа – 54), форма контроля: итоговый тест

Реализация в ЭОР (1 семестр):  54 ч. (в том числе: лекции – 16, практические занятия – 38), форма контроля: итоговый тест

Аннотация: Основное внимание в ЭОР уделяется обучению младших школьников грамоте и орфографии. Раскрывается содержание обучения грамоте, основные требования к урокам обучения грамоте, методы обучения грамоте, методика обучения фонетике и графике в этот период. Определяются лингвометодические основы обучения орфографии. Рассматривается структура орфографического действия, основные приемы и методы формирования орфографических навыков у младших школьников.

Темы:  

Раздел 1. Организация обучения младших школьников на уроках русского языка. Обучение грамоте

1. Теория и методика обучения русскому языку как наука. 
2. Научные основы методики обучения грамоте
3. Классификация методов обучения грамоте. Современный звуковой аналитико- синтетический метод обучения грамоте.
4. Формирование фонетических умений у младших школьников
5. Графика. Принципы русской графики. Методика обучения русской графике.

Раздел  2. Методика правописания

6. Орфографическая зоркость и пути ее формирования. 
7. Методика формирования орфографических навыков
8. Диктант как основное орфографическое упражнение 
9. Лингвометодические основы обучения орфографии

Ключевые слова: обучение грамоте, звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте,фонетический анализ, фонетико-графический анализ, орфограмма, орфографическое действие, принципы русской орфографии,

Автор ЭОР:  Хаирова Ирина Валентиновна, доцент кафедры дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук, тел.: (843)236-06-19, email: ira-hair@mail.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2017 года

Рабочая программа

Краткий конспект курса

Институт психологи и образования, кафедра начального образования

Направление подготовки: 44.03.01 "Педагогическое образование (Начальное образование)" (бакалавриат, 2 курс,4 семестр, заочное обучение);
44.03.01 «Педагогическое образование» на базе СПО (Дошкольное образование; Начальное образование) (бакалавриат, 2018 г.);
44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» профиля «Психология и педагогика начального образования» (бакалавриат, 1 курс, 1 семестр, заочное обучение);
44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» профилей «Лечебная педагогика и психологическое консультирование»; «Детская практическая психология»; «Психология и педагогика начального образования»; «Психология и педагогика дошкольного образования» (бакалавриат, заочное, 2017 г.);
44.03.05 «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование и иностранный (английский) язык» (бакалавриат, 3 курс, 6 семестр, очное обучение).
Учебный план: «Педагогическое образование», (заочное, 2019; заочное, 2016; очное, 2018).
Дисциплина: Методика обучения литературному чтению в начальной школе.
Количество часов:144 часа (в том числе: лекции – 6 часов, практические занятия – 10 часов, самостоятельная работа студентов - 119 часов), форма контроля - экзамен.
Аннотация:  Учебная дисциплина «Методика обучения литературному чтению в начальной школе» включена в раздел "Б1.В.02 Дисциплины (модули)" основной профессиональной образовательной программы 44.03.01 "Педагогическое образование (Начальное образование)" и относится к вариативной части. Осваивается на 2 курсе в 4 семестре.
Цель курса: Изучение и усвоение теоретических и практических основ данной дисциплины, овладение приемами анализа литературных произведений в начальной школе, методикой формирования читательских компетенций, методикой формирования у младших школьников навыка чтения, литературного развития учащихся, развития творческих способностей ,воспитания интереса к чтению и книге.
Задачи курса: сформировать профессиональные компетенции студентов, умения и навыки по методике обучения младших школьников литературному чтению, подготовить студентов к профессиональной деятельности в начальной школе.
Темы:
1.Основные качества навыка чтения. Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца. Причины медленного чтения у детей. Упражнения на преодоление недостатков медленного чтения.
2.Механизмы чтения. Методы обучения чтению.
3.Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками. Методика чтения и анализа художественного произведения.
4.Методика работы над эпическими, лирическими и драматическими произведениями.
5.Диагностика и оценка литературного развития младших школьников.
Тематика практических занятий:
1.Причины медленного чтения у детей. Упражнения на преодоление недостатков медленного чтения.
2.Методы обучения чтению.
3.Методика чтения и анализа художественного произведения.
Ключевые слова: методика, литературное чтение, анализ, младший школьник, книга, детская литература, род, жанр, компетенция.
Автор курса: Камалова Лера Ахтямовна, доцент кафедры начального образования, кандидат педагогических наук, доцент, тел. 89061120794,email:leraax57@mail.ru
Дата начала эксплуатации: 1 января 2020 года