Институт психологии и образования, кафедра психологии и педагогики специального образования 
Направление подготовки/специальность: 44.03.03 - Специальное (дефектологическое) образование
Направленность (профиль) подготовки: Специальная психология
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: заочное

Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП ВО Данная учебная дисциплина включена в раздел "Б1.О.04.13 Дисциплины (модули)" основной профессиональной образовательной программы 44.03.03 "Специальное (дефектологическое) образование (Специальная психология)" и относится к обязательным дисциплинам. 

Осваивается на 4 курсе в 7 семестре.

Количество часов: Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных(ые) единиц(ы) на 108 часа(ов).

Контактная работа - 36 часа(ов), в том числе лекции - 18 часа(ов), практические занятия - 0 часа(ов), лабораторные работы - 18 часа(ов), контроль самостоятельной работы - 0 часа(ов)

Самостоятельная работа - 18 часа(ов).

 Аннотация: основное внимание ЦОР уделяется формированию у студентов представлений об индивидуальных психологических особенностях лиц с нарушениями речи. А также построению целостной картины специфики лиц с речевыми дефектами

Должен знать: особенности проявлений слабовыраженных отклонений в психическом развитии детей; "расстройств психического развития" (по МКБ-10); 

Должен уметь:  грамотно провести психологическое обследование с целью выявления задержки психического развития; оценки "зоны ближайшего развития" ребенка; разрабатывать и реализовывать коррекционно-развивающие программы; оказывать консультативную помощь семьям и педагогам по вопросам психологических особенностей детей ЗПР в воспитании и обучении; 

Должен владеть: необходимыми знаниями и умениями для проведения квалифицированного диагностического обследования с целью выявления данного состояния у детей различного возраста; методами дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний; необходимыми знаниями и умениями для обеспечения психологического сопровождения детей данной категории в образовательном процессе; необходимыми знаниями и умениями по психологической коррекции данного состояния и профилактике вторичных личностно-социальных последствий в развитии ребенка.  

Результатом изучения дисциплины «Логопсихология» выступают сформированные компетенции:

  • «Способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории»;
  • «Способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики»;
  •  «Готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального = самоопределения»;
  •  «Готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности».
Темы:
Тема 1. Введение в логопсихологию. Проблема психологической классификации речевых нарушений
Тема 2. Характеристика восприятия, внимания, памяти лиц с речевыми нарушениями
Тема 3. Характеристика общения, личности при различных формах речевых нарушений
Ключевые слова: логопсихология, нарушения речи, речевая патология, психические процессы,личностные особенности, общение
Автор ЦОР: Артищева Лира Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования,

тел. 89063241024, e-mail: ladylira2013@yandex.ru

Дата начала эксплуатации: 2020 год