Институт международных отношений, "Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия", кафедра исторического и обществоведческого образования

Направление: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) 2015 г.

Учебный план:  "История, обществознание" (очное, 2015 г.)

Дисциплина: Политические партии и процессы в современной России (бакалавриат, 5 курс, очное обучение)

Количество часов: 72 часа (в том числе: лекции - 10, практические занятия - 26, самостоятельная работа - 36), форма контроля - зачет.

Аннотация: Основное внимание в ЭОР уделяется тому, чтобы рассмотреть политические партии и процессы в современной России. В результате освоения дисциплины "Политические партии и процессы в современной России" студент должен : знать ключевые понятия по данной теме; знать теоретические аспекты понятия 'политический процесс'; знать историю политических партий современной России; знать историю развития и актуальное состояние политических процессов в современной России; уметь объективно, с позиций историзма, оценивать современные политические процессы в России; уметь формулировать собственную точку зрения по актуальным проблемам современной политической истории России и аргументировать её; владеть навыками ведения научной дискуссии по основным проблемам политической истории России новейшего периода; владеть содержательной основой для преподавания курсов обществознания и отечественной истории новейшего периода отечественной истории.

Темы:

1. Политический процесс и политические партии: теоретические аспекты.

2. История парламентских выборов в современной России.

3. История президентских выборов в современной России.

4. Политические процессы в современной России: особенности и основные тенденции.

Ключевые слова: политическая партия, политический процесс, президентские выборы, парламентские выборы, политика. 

Автор ЭОР: Валиахметов Альберт Наилевич, доцент кафедры исторического и обществоведческого образования, кандидат исторических наук, тел. (843) 221-34-47, e-mail: Albert.Valiahmetov@kpfu.ru, albert80@mail.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2019 года

Институт международных отношений, истории и востоковедения, "Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия", кафедра отечественной истории

Направление: 050100.62 Педагогическое образование (История и Иностранный язык (немецкий)) 2013 г.

Учебный план:  "История и Иностранный язык (немецкий)" (2013 г , очное)

Дисциплина: История отечественной исторической науки

Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции - 28, практические занятия - 26, самостоятельная работа - 54), форма контроля - зачет.

Аннотация: Основное внимание в ЭОР уделяется тому, чтобы дать целостное представление о развитии отечественной исторической науки на протяжении всей истории России, этапов складывания исторической мысли в стране и обществе. Задачи дисциплины 'Историография истории России': - определить специфику развития исторического знания в разные периоды истории Рос-сии; - показать процесс становления общественных и государственных учреждений, которые занимались изучением истории страны; - выявить основные методики исторических исследований, которые сложились в отечественной исторической науке в разные периоды ее истории; - показать характер развития исторического знания, его совершенствования на примере разных исторических дискуссий; - дать характеристику творчества отдельных представителей отечественной исторической науки.

Темы:

1. Историография как научная и учебная дисциплина.

2. Возникновение и развитие исторической мысли в России (до конца XVII в.). Превращение исторических знаний в науку (конец XVII - середина XVIII вв.). Развитие отечественной историографии в XVIII в.

3. Отечественная историография в XIX - начале ХХ веков (до 1917 года).

4. Становление и развитие отечественной исторической науки в ХХ веке ( с 1917 до 1991 гг.)

5. Отечественная историография на современном этапе.

Ключевые слова: историография, историографический факт, историографический источник, историографический анализ, историографический синтез, историографическая концепция, периодизация, провиденциализм, прагматизм, рационализм, позитивизм, неокантианство, марксизм, постмодернизм. 

Автор ЭОР: Валиахметов Альберт Наилевич, доцент кафедры отечественной истории, кандидат исторических наук, тел. (843) 221-34-47, e-mail: Albert.Valiahmetov@kpfu.ru

Дата начала эксплуатации: 9 февраля 2018 года

Рабочая программа

Краткий конспект курса

Институт международных отношений, истории и востоковедения

Направление: 050100.62 "Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)" (Профиль: история и обществознание)

Учебный план: "Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)" Профиль: история и обществознание (очное, 2013)

Дисциплина: Педагогическая практика

Количество часов: 108 часов, форма контроля: дифференцированный зачет.

Аннотация: В ЭОР излагаются основные требования к содержанию и оформлению педагогической (методической) практики по истории и обществознанию. В него включены программа педагогической практики, изложены критерии оценки, а так же права и обязанности студентов-практикантов. В качестве приложений даны примерные схемы анализа и самоанализа урока, внеклассного мероприятия, классного часа, психолого-педагогической характеристики ученика и класса, отчета о прохождении педагогической практики. Материалы ЭОР предназначены для студентов, преподавателей и методистов высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по направлению «Педагогическое образование».

Темы:
1. Цели и задачи педагогической практики. Права и обязанности студентов-практикантов.
2. План практики. Критерии оценки результатов педагогической практики.
3. Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС.
4. Психолого-педагогическая характеристика учебного класса.
5. Воспитательная работа на уроке. 

Ключевые словапедагогическая практика, воспитательная работа, урок, дневник педагогической практики, образовательный процесс.

Автор ЭОР: Хораськина Резида Ильгизовна, доцент кафедры отечественной истории, кандидат педагогических наук, тел.: 89270354823, e-mail: rezedahistory@mail.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2017 г.

Институт международных отношений, истории и востоковедения, "Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия", кафедра отечественной истории

Направление: 41.03.02 "Регионоведение России (Россия и её регионы в сфере международных отношений (с углубленным изучением иностранных языков))"

Учебный план: "Регионоведение России" (2017, очное)

Дисциплина: Социально-экономическая модернизация России в XX-XXI веках

Количество часов: 72 ч. (в том числе: лекции - 18, практические занятия - 18, самостоятельная работа - 36), форма контроля - зачет.

Аннотация: Основное внимание в ЭОР уделяется ознакомлению студентов с основными проблемами изучения социальной истории России на протяжении ХХ столетия; формированию у студентов представлений о теоретической и методической базе исследований социальной истории; выявлению причин и факторов, влиявших на трансформацию российского социума; определению специфики российской модернизации в социально-экономической сфере развития России.

Темы:

1. Социальная история: методология, предмет, цели и методы исследований.

2. Россия в начале XX в.: политика социально-экономической модернизации правительств  С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

3. Россия в период Первой мировой войны и революций 1917 г.: нарастание социально-экономического кризиса.

4. Политика "военного коммунизма": сущность социально-экономического курса большевиков в период  Гражданской войны.

5. НЭП и ее влияние на модернизацию социальной сферы и экономики Советской России.

6. Форсированная социально-экономическая модернизация СССР в 1920?1930-е гг.

7. СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн: особенности экономики военного времени.

8. СССР в период послевоенного восстановления.

9. "Оттепель" и курс на модернизацию социальной сферы в 1950-1960-е гг.

10. СССР в середине 1960-х - середине 1980-х гг.: успехи и противоречия развития в условиях научно-технической революции и стагнации.

11. "Перестройка" и  ускоренное развитие социально-экономической сферы в  СССР в 1985?1991 гг. Экономические факторы распада СССР.

12. Российская Федерация в 1991-2017 гг. и противоречия процесса становления рыночной экономики на современном этапе.

Ключевые слова: модернизация, реформа, общество, СССР, социально-экономическое развитие.

Автор ЭОР: Валиахметов Альберт Наилевич, доцент кафедры отечественной истории, кандидат исторических наук, тел. (843) 221-34-47, e-mail: Albert.Valiahmetov@kpfu.ru

Дата начала эксплуатации: 8 февраля 2019 года

Рабочая программа дисциплины

Краткий конспект курса

Институт международных отношений, истории и востоковедения. Отделение «Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия. Кафедра истории России и стран ближнего зарубежья.

Направление: 050100.62 Педагогическое образование

Учебный план: История и обществознание (очное обучение, 2013 год)

Дисциплина: «Быт и духовная культура русского крестьянства XVIII-XIX веков» (бакалавриат, 3 курс, очное обучение)

Количество часов: 36 (в том числе: 14 – лекции, 4 – практические занятия, 18 – самостоятельная работа), форма контроля – 6 семестр – недифференцированный зачёт

Аннотация: Курс «Быт и духовная культура русского крестьянства XVIII-XIX веков» призван сформировать у студентов целостное и всестороннее представление о повседневной жизни русских крестьян периода императорской России: об их быте, повседневных занятиях сельским хозяйством и ремеслом, об одежде, питании и костюме. В ходе занятий у студентов должно формироваться профессиональное историческое мышление, представление об особенностях развития российского общества. Изучение данного курса включает ознакомление с историческими источниками, работами ведущих российских историков и этнографов.

Темы:

  1. Крестьянское сельскохозяйственное производство и промыслы.
  2. Крестьянский быт: дом, пища, костюм.

Ключевые слова: традиционное общество, патриархальность, сельскохозяйственная магия, фетишизм, анимизм.

Автор ЭОР: Столяров Алексей Михайлович, доцент кафедры истории России и стран ближнего зарубежья, e-mail: yagello1386@mail.ru

Рабочая программа

Краткий конспект курса

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение «Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия», кафедра истории России и стран ближнего зарубежья

Направление: 050100.62 «Педагогическое образование»
Учебный план:  «История» (очное, 2012)
Дисциплина:  «История России (XVIII -  XIX века)» (бакалавриат, 3 курс, очное обучение)
Количество часов: 288 ч. (в том числе: лекции – 68, практические занятия – 108, самостоятельная работа – 112), форма контроля: 3,4 семестр – экзамен, 5 семестр - дифференцированный зачет.

Направление: 050100.62 «Педагогическое образование»
Учебный план:  «История и иностранный (английский) язык» (очное, 2012)
Дисциплина:  «История России (XVIII -  XIX века)» (бакалавриат, 3 курс, очное обучение)
Количество часов: 225 ч. (в том числе: лекции – 68, практические занятия – 94, самостоятельная работа – 63), форма контроля: экзамен.

Направление: 050100.62 «Педагогическое образование»
Учебный план: «История, обществознание» (очное, 2012)
Дисциплина: «История России (XVIII -  XIX века)»(бакалавриат, 3 курс, очное обучение)
Количество часов: 261 ч. (в том числе: лекции – 68, практические занятия – 94, самостоятельная работа – 99), форма контроля: 3 семестр - дифференцированный зачет, 4,5 семестр - экзамен.

Аннотация: Курс истории России пореформенного периода призван сформировать у студентов комплекс знаний по проблемам внутренней и внешней политики самодержавия, особенностям хозяйственно-экономического развития страны, направлениям и достижениям культуры. В то же время в ходе занятий у студентов должно формироваться профессиональное историческое мышление, представление об особенностях развития страны. Изучение данного курса включает знакомство с основными источниками, работами ведущих историков, а также обсуждение дискуссионных аспектов ключевых тем.
Темы: 
1. Внутреннее социально-экономическое и политическое развитие в XVIII веке. На грани двух эпох. Россия накануне крестьянской реформы.
2. Внешняя политика России в XVIII веке.
3. Экономическое развитие Российской империи в первой половине XIX в.: аграрный строй, развитие промышленности.
4. Внутренняя политика Александра I в1801-1812 гг.
5. Внешняя политика в 1801-1815 гг.
6. Внутренняя политика в 1815-1825 гг. Декабристское движение.
7. Внутренняя политика Николая I - общая характеристика.
8. Внешняя политика Николая I.Крымская война 1853-1856 гг.
9. Культура России первой половины XIX в.
10. Отмена крепостного права.
11. Реформы 1860-70-х гг.
12. Развитие сельского хозяйства в пореформенный период.
13. Промышленность, транспорт и торговля в пореформенный период.
14. Освободительное движение 1860-начала 1880-х гг. Русское народничество.
15. Внешняя политика России в 1860-70-е гг.
16. Внутренняя политика самодержавия в 1880-начале 1890-х гг.
17. Внешняя политика России в 1880-90-е гг.
18. Культура России в пореформенный период
Ключевые слова: реакция, реформаторская политика, бессословность, выкупная операция, гласность, буржуазное развитие, контрреформа.
Авторы курса: Мустафина Гульшат Мударисовна, доцент кафедры истории России и стран ближнего зарубежья ИМОИиВ КФУ,  кандидат исторических наук,  email: tggpu_history_russia@mail.ru,
Столяров Алексей Михайлович, доцент кафедры истории России и стран ближнего зарубежья ИМОИиВ КФУ,  кандидат исторических наук,  email: yagello1386@mail.ru,
Шамсутдинова Римма Габдархаковна, доцент кафедры истории России и стран ближнего зарубежья ИМОИиВ КФУ,  кандидат исторических наук,  email: rimgab2012@gmail.com

Рабочая программа

Краткий конспект курса

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение «Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия», кафедра истории России и стран ближнего зарубежья

Направление: 050100.62 «Педагогическое образование»
Учебный план:  История, обществознание (очное, 2014)
Дисциплина: «Историко-методическая мысль в Татарстане» (бакалавриат, 4 курс, очное обучение)
Количество часов: 72 ч. (в том числе: лекции – 8, практические занятия – 16, самостоятельная работа - 48); форма контроля: зачет
Аннотация: Основное внимание в курсе уделяется анализу всего имевшегося в прошлом богатого опыта преподавания истории в нашей республике, в частности, гимназиях и медресе в начале ХХ века. Изучение опыта, анализ современного уровня развития обучения, выявление наиболее существенных особенностей и общих тенденций  преподавания истории татарского народа и Татарстана как специфической целостной системы.
Темы:
1.Преподавание истории татарского народа и становление методики преподавания истории как учебной дисциплины в Казани до 1917 года
2.Состояние преподавания истории татарского народа и Татарстана в 1917-1970-е гг.
3.Современные информационные технологии и методы обучения в преподавании истории татарского народа и Татарстана.
Ключевые слова: методика, методы обучения, педагогические классы, женские гимназии, новометодные медресе, учебники по истории татарского народа и Татарстана
Автор курса: Шувалова Елена Михайловна, доцент кафедры истории России и стран ближнего зарубежья ИМОИиВ КФУ, кандидат педагогических наук, email: elena.shuwalowa2011@yandex.ru
Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2014 года

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение «Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия», кафедра истории России и стран ближнего зарубежья

Направление: 050100.62 «Педагогическое образование»
Учебный план: История (очное, 2014)
Дисциплина: Методика обучения и воспитания в области истории (бакалавриат, 3 курс, очное обучение)
Количество часов: 144 ч. (в том числе: лекции – 30, практические занятия – 60, самостоятельная работа - 54), форма контроля: зачет, экзамен

Направление: 050100.62 «Педагогическое образование»
Учебный план: История и иностранный (английский) язык (очное, 2014)
Дисциплина: Методика обучения и воспитания в области истории (бакалавриат, 3 курс, очное обучение)
Количество часов: 189 ч. (в том числе: лекции – 30, практические занятия – 78, самостоятельная работа - 81), форма контроля: зачет, экзамен

Направление: 050100.62 «Педагогическое образование»
Учебный план: История и обществознание (очное, 2014)
Дисциплина: Методика обучения и воспитания в области истории (бакалавриат, 3 курс, очное обучение)
Количество часов: 189 ч. (в том числе: лекции – 30, практические занятия – 78, самостоятельная работа - 81), форма контроля: зачет, экзамен

Аннотация: Основное внимание в курсе уделяется актуальным проблемам исторического образования в России, его целям, структуре и содержанию. Рассматриваются современные методы и средства преподавания истории, развитие познавательных возможностей учащихся, анализируются приемы и формы организации учебного процесса.
Темы:
1. История как наука и школьный предмет. Актуальные проблемы исторического образования в России.
2. Основные факторы и закономерности процесса обучения истории
3. Деятельность учителя и учащихся
4. Урок истории и подготовка к нему учителя
Ключевые слова: методика, методы обучения, навык, умение, обучение, прием, урок, факт, структура школьного исторического образования
Автор курса: Шувалова Елена Михайловна, доцент кафедры истории России и стран ближнего зарубежья, кандидат педагогических наук, email: elena.shuwalowa2011@yandex.ru
Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2014 года

Рабочая программа

Краткий конспект курса

Институт международных отношений, Центр развития компетенций UNIVERSUM+

Программа Эффективные технологии подготовки к итоговой аттестации по истории и обществознанию

Количество часов: 72 (в том числе: лекции - 32, практические занятия -  64), форма контроля - защита итогового педагогического проекта

Рассмотрен материал за 1 модуль программы

Количество часов: 24  (в том числе: лекции- 10, практические занятия - 14).

Аннотация

При составлении программы «Развитие профессиональных компетенций учителей истории и обществознания», авторы-разработчики исходили из того, каким, по их мнению, должен быть современный учитель истории и обществознания – учитель XXI века.

Современный учитель истории и обществознания – это не только хороший предметник и методист, это также профессионал, готовый активно узнавать новое и применять это в своей практике; это специалист, круг чтения которого ограничивается не только предметной, методической, педагогической и психологической литературой, но выходит за эти традиционные рамки.

Именно на таких учителей и рассчитана программа повышения квалификации «Развитие профессиональных компетенций учителей истории и обществознания».

Целью программы является совершенствование профессиональных компетенций учителей истории и обществознания. Диапазон дисциплин, которые предлагаются слушателям, достаточно широк: от теории профессиональных компетенций до практики применения современных образовательных инструментов, от особенностей подготовки учащихся к Единому государственному экзамену до секретов тайм-менеджмента.

В списке литературы можно найти не только традиционный, базовый блок (статьи и монографии по истории, методике преподавания, педагогике и психологии), но также и бизнес-издания. Это связано с тем, что для современного учителя важно не только эффективно решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи, но также быть органично встроенным в контекст жизни общества, то есть шагать в ногу со временем. Практически каждая из предложенных слушателям дисциплин несет двойную нагрузку: с одной стороны, она направлена на совершенствование профессиональных, предметных компетенций учителей, а с другой стороны – рассчитана на более широкий контекст.

Закрепить и апробировать свои усовершенствованные профессиональные компетенции учителя истории и обществознания смогут во время стажировки на базе лучших, инновационных образовательных учреждений г.Казани.

Возможно, что пределов совершенства и соврешенствования нет, но вот путь к нему существует. Авторы-разработчики программы «Развитие профессиональных компетенций учителей истории и обществознания» предлагают пройти этот путь вместе с ними.

Темы:

1. Развитие организационно-управленческой компетентности педагогов-руководителей исследовательской деятельностью школьников.
1.1.Организационно-управленческая компетентность педагогов -руководителей исследовательской деятельностью школьников как предмет психолого-педагогического анализа.
1.2. Обоснование организационно-педагогических условий формирования организационно-управленческой компетентности педагогов -руководителей исследовательской деятельностью школьников при повышении квалификации.
1.3. Анализ сформированности организационно-управленческой компетентности педагогов-руководителей исследовательской деятельностью школьников.
1.4. Формирование и развитие исследовательской культуры учащихся на уроках истории и во внеурочное время как теоретическая проблема.
1.5. Технологии формировании и развития исследовательской культуры учащихся на уроках истории и обществознания во внеурочное время.
1.6. Руководство учителем научно-исследовательским проектом по истории и обществознанию.

2. Современные технологии обучения и рефлексии в преподавании истории и обществознания. 
2.1. Тенденции развития исторического и обществоведческого образования в России на современном этапе.
2.2. Новые технологии объяснения материала по истории и обществознанию.
2.3. Новые технологии оценивания учащихся в практике деятельности учителя истории и обществознания.
2.4.Рефлексия деятельности учителя истории и обществознания как теоретическая и методическая проблема.

Авторы:Ключевые слова: история, обществознание, профессиональные компетенции, системно-деятельностный подход, проектная методика.

Донецкая О.И., канд. пед наук, доцент кафедры теории и практики перевода ВШИЯиП ИМОИиВ КФУ, директор Немецкого центра, руководитель Центра развития компетенций UNIVERSUM+ ИМОИиВ

Казань, ул. Кремлевская, 35, кабинет 302А. Тел.: (843) 292 08 93, email: donezkaja@gmail.com

Сигал Н. Г., канд. пед.  наук, доцент кафедры иностранных языков для естественно-научного направления ВШИЯиП ИМО КФУ

Казань, ул. Межлаука, 3/45, кабинет 317. Тел.: (843) 292-08-68, email: sigaln@mail.ru

Тахтарова С.С., доктор фил. наук, зав. кафедрой теории и практики перевода ВШИЯиП ИМО КФУ

Казань, ул. Межлаука, 3/45, кабинет 245. Тел.: (843) 221-34-79, email: alfia@mail.ru

Валиахметов А.Н., канд. ист. наук, , доцент кафедры отечественной истории ВШИНиВКН ИМО КФУ

Казань, ул. Левобулвчная, 44, кабинет 20. Тел.: (843) 221-34-54, email: albert80@mail.ru

Дата начала эксплуатации: 11 февраля 2019 года