История и философия науки. Часть 1. Общие проблемы философии науки

Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций  КФУ, кафедра общей философии

Направление: для всех направлений подготовки (для тех специальностей, в учебном плане которых предусмотрена данная дисциплина) (аспирантура).

Учебный план: Перечень учебных программ дисциплины.

Дисциплина: «История и философия науки. Часть 1. Общие проблемы философии науки» (аспирантура, 1 курс).

Количество часов: 72 ч. (в том числе: лекции – 36, практические занятия – 0, самостоятельная работа – 36), форма контроля: кандидатский экзамен.

Аннотация: Данная учебная дисциплина включена в раздел " Б1. Б1. и изучается на первом курсе аспирантуры. Изучению дисциплины «История и философия науки. Часть 1. Общие проблемы философии науки»» должно предшествовать освоение дисциплин «Философия» в рамках бакалавриата, «Философия и методология научного знания» в рамках магистратуры. В свою очередь, изучение данной дисциплины важно для усвоения дисциплин профессионального блока и  научно-исследовательской работы аспиранта.

 

Темы: 

1. Философия науки: основные направления и школы.

2. Наука в культуре современной цивилизации.

3. Возникновение науки  и основные стадии её исторической эволюции.

4. Структура научного знания.

5. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

6. Научные традиции и научные революции.

7. Особенности современного этапа развития науки. 

8. Наука как социальный институт.

Ключевые слова: теория познания, наука, знание, философия, метод, теория, история, культура, рациональность, научная  революция.

Автор(ы) ЭОР: Ибрагимова Зульфия Зайтуновна, доцент кафедры общей философии  Института социально-философских наук и массовых коммуникации КФУ, тел.: (843) 2337158, email: Zulfiya.Ibragimova@rpfu.ru, Николаева Евгения Михайловна, профессор кафедры  общей философии  Института социально-философских наук и массовых коммуникации КФУ тел.: (843) 2337158, email: Evgeniya.Nikolaeva@kpfu.ru

___________.

Дата начала эксплуатации: 27 февраля 2019 г.

Рабочая программа дисциплины

Краткий конспект курса

ФИЛОФСКАЯ  МЫСЛЬ  в  КАЗАНСКОМ  УНИВЕРСИТЕТЕ

Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, отделение философии и религиоведения, кафедра общей философии

Направление: 47.03.01 – Философия.  Социально-аксиологический профиль

Дисциплина: «Философская мысль в Казанском университете» (бакалавариат, 4курс, очное обучение)

Количество часов: 108  (в том числе: лекции – 14, практические занятия – 22, самостоятельная работа – 72), форма контроля: зачет).

Аннотация: Курс представляет собой изложение истории создания, становления и последующего развития кафедры философии Казанского университета с 1805 года до закрытия в университете историко-филологического факультета (1922 г.), в составе которого организационно она находилась с 1863 года.  Предусмотрены: а) ознакомление с важнейшими этапами истории кафедры, обстоятельствами, событиями и факторами, значимыми в её судьбе и наложившими отпечаток на характер творчества её представителей, своеобразие философского образования и обучения в Казанском университете; б) изложение "в лицах" истории кафедры философии и философского образования в университете, ознакомление с философским творчеством её представителей; в) практические занятия в форме анализа сочинений представителей кафедры философии, составление комментария к ним, обсуждение их проблематики и т. д.

Темы:

  1. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
  2. УЧРЕЖДЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ.
  3. КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ: СУДЬБА И ЛЮДИ. 
  4. ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. БУДНИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ЛЕКЦИИ, СЕМИНАРЫ, ПОСОБИЯ.
  5. БРОННЕР, ФУКС, КОТЕЛЬНИКОВ И ДРУГИЕ: ЛЮБОМУДРИЕ ЗА ОГРАДОЙ КАФЕДРЫ ФИЛОСОФИИ.
  6. "ГЕРОИ МЫСЛЯЩЕГО РАЗУМА". 

Ключевые слова: философское образование, Казанский университет, философская мысль, кафедра философии Казанского университета, история Казанского университета, преподавание философии, учебная программа, учебные пособия, преподаватели философии, история философии, логика, психология, университетская философия.

Автор курса: Серебряков Фаниль Фагимович,  доцент кафедры общей философии, кандидат философских наук, тел.грущу843) 2-33-71-58, email: fanserebr@yandex.ru

Дата начала эксплуатации;

Доступность: записанные на курс пользователи

Язык интерфейса: русский

URL:

 

Глоссарий.pdfГлоссарий.pdfинформационное обеспечение по курсу.pdfинформационное обеспечение по курсу.pdfКомпетенции.pdfКомпетенции.pdfКонспект курса.pdfКонспект курса.pdfметодические рекомендации для преподавателей.pdfметодические рекомендации для преподавателей.pdfметодические рекомендации.pdfметодические рекомендации.pdfрабочая программа.pdfрабочая программа.pdfфорум.pdfфорум.pdfэлектр ор.pdfэлектр ор.pdf

. Курс представляет собой введение в философско-этическую  проблематику. Его основная задача - освоение сущности морально-нравственного феномена и этики как его философской рефлексии. Освоение курса должно содействовать развитию у студентов интереса к проблемам морали, изучению ее исторических типов,  противоречивости ее развития, способствовать усвоению основных идей философско-этической мысли; выработке целостного представления о нравственности и морали как важнейших элементах культуры; формированию системы знаний об исторических этапах становления нравственности; ознакомлению студентов с различными концепциями морали  в истории философско-этической мысли; овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога по проблемам морали.

Метаданные этика.pdfМетаданные этика.pdf

 

Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей философии

Направление: 03010062 «Философия»
Учебный план: «Социально-аксиологический профиль» (очное, 2013)
Дисциплина: «Теория познания» (бакалавриат, 3 курс, очное обучение)
Количество часов: 252 ч. (в том числе: лекции – 56, практические занятия – 88, самостоятельная работа –108), формы контроля: зачет (5 семестр), экзамен (6 семестр)
Аннотация: Курс «Теория познания» нацелен на овладение основными категориями гносеологии, на знакомство с постановкой познавательных проблем в классической и неклассической теориях познания, на получение студентами целостного представления о многообразии форм познавательной деятельности. Наряду с классическим представлением о традиционных проблемах теории познания даются некоторые неклассические варианты решения традиционных проблем, а также постановка проблем, возникающих на современном этапе развития гносеологии.
Темы: 1. Особенности философии познания. 2. Субъект и объект познания. 3. Чувственное и рациональное познание. 4. Рациональное познание и чувственное отражение. 5. Рациональное познание и практика. 6. Практика - определяющий фактор логического познания. Природа понятий. 7. Творчество, сознательное и бессознательное, интуиция. 8. Истина и ее критерии. 9. Наука как форма познания. 10. Генезис и эволюция науки. 11. Структура, уровни, формы научного познания. 12. Рациональность и иррациональность в научном познании. 13. Особенности современного этапа развития научного знания. 14. Проблемы современных эпистемологических исследований.
Ключевые слова: гносеология, эпистемология, субъект-объектная дихотомия, чувственное, рациональное, сенсуализм, рационализм, теоретический уровень, эмпирический уровень, истина, интуиция.
Автор курса: Николаева Евгения Михайловна, профессор кафедры общей философии, доктор философских наук, email: Evgeniya.Nikolaeva@kpfu.ru
Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2016 года

Вводное видео в курс

 

Цель дисциплины, чему посвящена дисциплина, технологии обучения, используемые в дисциплине

Аннотация

«Социальная синергетика» является специальным курсом для студентов 2 курса магистерской программы «Современная философия» (направление подготовки – «47.04.01- Философия»). Это курс,  который вводит  слушателей в мир нелинейных, целостных представлений, в мир самоорганизующихся систем, знакомит со своеобразием, динамикой, логикой современных социальных  процессов, проблемами управления в широком смысле, и с пределами возможностей субъектов управления регулировать эти  процессы.

Теоретическая новизна данного курса заключается в рассмотрении социальных систем и протекающих в них процессов с позиций поведения неравновесных, нелинейных систем,  обладающих синергетическими характеристиками.

Цели освоения дисциплины

- познакомить студентов с понятийным аппаратом, основными позициями и принципами социальной синергетики;

- сформировать навыки системного подхода к исследованию социально-культурных феноменов, навыки анализа методологических проблем в современных междисциплинарных и трансдисциплинарных исследованиях;

- обеспечить возможности выхода посредством понятий и методов нелинейной динамики, теории динамического хаоса на иной (эмерджентный) уровень понимания особенностей и специфики прогнозирования и моделирования социокультурных процессов и явлений.

Технологии

- Ментальное действие Когнитивный процесс, ведущий к формированию хорошего суждения, сочетающий два взаимодействующих  аспекта: критический и творческий.

Форма организации (методика М.Липмана): сообщество исследователей, в котором пусковым механизмом, запускающим ментальное действие,  выступает проблемная ситуация.

- Ментальное действие – проблематизация посредством постановки вопросов как инструмент познавательной поисковой деятельности, направленной на самостоятельное открытие новых или усовершенствование уже имеющихся путей и способов выполнения поставленных задач. 

Форма – работа исследовательских групп

Ментальное действие: формирование умения идентифицировать динамическую сложность (сложность ситуаций, в которых причина и следствие трудноразличимы и где результаты вмешательства человека не являются очевидными); отличать ее от детальной сложности.

Форма работы – кейсовые задания

Программа курса (Соцсин).pdfПрограмма курса (Соцсин).pdfЦОР СС Метаданные.pdfЦОР СС Метаданные.pdf