Институт фундаментальной медицины и биологии, кафедра физиологии человека и животных

Направление: 31.05.01 –«Лечебное дело»
Учебный план:
Дисциплина: «Нормальная физиология» (специалитет, 2 курс, очное обучение)
Количество часов:  288 ч. (в том числе: лекции – 36, практические занятия –120 , самостоятельная работа – 18), форма контроля: экзамен
Аннотация: Курс предназначен для студентов медицинский специальностей. Содержание курса охватывает следующий круг вопросов: частные и общие механизмы и закономерности осуществления процессов и функций клеток, тканей, органов, функциональных систем и целостного организма, их взаимосвязь, механизмы нервной и гуморальной регуляции физиологических процессов и приспособление организма к условиям внешней среды.
Темы: 1. Введение. Физиология возбудимых систем. 2. Физиология нервной системы. 3. Регуляция двигательных функций. 4. Физиология сенсорных систем. 5. Физиология крови 6. Физиология сердечно-сосудистой системы. 7. Физиология дыхания. 8. Физиология эндокринной системы. 9. Физиология пищеварения. 10. Физиология выделения. 11. Контрольный блок.
Ключевые слова: физиология, возбудимые ткани, рефлекс, нервная система, органы чувств, эндокринная система, нервная система, сердечно-сосудистая система, желудочно-кишечный тракт; выделительная система; система крови; дыхание

Авторы курса:
Ситдикова Гузель Фаритовна, профессор, зав. кафедрой физиологии человека и животных, доктор биологических наук, e-mail: guzel.sitdikova@kpfu.ru
Блохина Анастасия Сергеевна, ассистент кафедры физиологии человека и животных, кандидат биологических наук, e-mail: anslifanova@kpfu.ru
Хаертдинов Наиль Назимович, ассистент кафедры физиологии человека и животных, кандидат биологических наук, e-mail: khaertdinofnn@gmail.com
Королёва Ксения Сергеевна, ассистент кафедры физиологии человека и животных, e-mail: kskoroleva@kpfu.ru
Шайдуллов Ильнар Фидаикович, ассистент кафедры физиологии человека и животных, e-mail: ifshajdullov@kpfu.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2021

Курс "Психофизиология деятельности" является дисциплиной по выбору. Разработан для студентов 4 курса направления "Биология" Выполняется в 7 семестре, итоговая форма контроля - экзамен

Метаданные.pdfМетаданные.pdf

Институт фундаментальной медицины и биологии, кафедра физиологии человека и животных

Направление подготовки: 06.03.01 - Биология,

Учебный план: (Не предусмотрено) очное, 2017 г

Дисциплина: «Сравнительная физиология с элементами экологии» (4 курс, 8 семестр, очное обучение) относится к дисциплинам по выбору.

Количество часов:    часов (лекции - 24 часа, практические занятия – 24 часа, самостоятельная работа - 60 часов). Форма промежуточного контроля:  зачет с оценкой).

Цель освоения дисциплины: формирование системных представлений о функционировании различных организмов при воздействии окружающей среды и физиологических механизмах адаптации.

Аннотация: В курсе рассматриваются общие теоретические вопросы, базовые принципы физиологии адаптации, раскрываются понятия целей, предмета и методов и истории дисциплины Сравнительная физиология. Проводится анализ факторов влияющих на развитие жизни на Земле и адаптацию живых организмов к окружающей среде. Далее рассматриваются проблема доставки кислорода в ткани различных животных, регуляция дыхания у обитателей воздушной и водной сред. Особенности развития доставки кислорода к тканям организма, наличие кровеносной системы, дыхательные пигменты крови, перенос кровью углекислого газа. Отдельно стоят вопросы патологии, такие как проблема гипоксии. Дефицит кислорода в воде, гипоксия при нырянии млекопитающих, кессоная болезнь и гипоксия при низком давлении в высокогорье. Сравниваются системы контроля внутреннего гомеостаза водных и сухопутных животных, пресноводных и морских обитателей. Приводятся примеры экстремальных адаптаций к сверхзасушливым условиям среды. Рассматриваются примеры приспособления сухопутных животных к жизни в море. Все живые организмы нуждаются в информации об окружающей среде, они должны ориентироваться в пространстве и оценивать его важнейшие свойства. Эту возможность обеспечивают сенсорные системы, поэтому в курсе рассматривается эволюция и адаптация различных сенсорных систем к факторам среды. Движение – одно из основополагающих свойств живого, одна из тем курса посвящена особенностям скелетных систем, мышечным и клеточным механизмам движения живых организмов. Отдельной темой выделяется анализ антропогенных факторов среды, адаптация к социальным факторам, трудовой деятельности человека, учебному процессу.

Темы:

1. Общие теоретические вопросы сравнительной физиологии. История сравнительной физиологии в России и за рубежом.

2. Проблема доставки кислорода в ткани у различных животных.

3 Энергетический обмен  и питание  животных.

4. Терморегуляция в условиях холода и тепла.

5.Проблемы водного и солевого обмена у разных животных.

6. Локомоторные функции животных и растений.

7. Сенсорные системы различных животных.

8. Адаптация организма человека к природным,климатическим и социальным условиям.

Ключевые слова: физиология, экология человека, факторы среды, системы и органы, адаптация к экологическим и антропогенным факторам.

Авторы курса: Яковлева Ольга Владиславовна, старший преподаватель кафедры физиологии человека и животных, кандидат биологических наук, e-mail:a-olay@yandex.ru

Дата открытия курса: 8 февраля 2019 г

Рабочая программа дисциплины

Краткий конспект курса

Институт фундаментальной медицины и биологии, кафедра физиологии человека и животных

Направление подготовки: 06.04.01 - Биология, профиль подготовки: Нейробиология

Учебный план: (Не предусмотрено) очное, 2022 г

Дисциплина: «Нейрофизиология» (1 курс, 2 семестр, очное обучение)

Количество часов: 108 часов (лекции - 10 часов, практические занятия – 36 часов, самостоятельная работа - 44 часа). Форма промежуточного контроля: экзамен - 18 часа(ов).

Аннотация: Содержание курса направлено на освоение физиологические особенностей нервной ткани; изучаются особенности строения и функции нейронов; физиология генерации и межклеточной передачи нервного импульса; морфофункциональная организация различных отделов ЦНС; механизмы формирования условных и безусловных рефлексов; особенности строения и функционирования сенсорных систем; связь индивидуальных особенностей ВНД со свойствами нервной системы. Изучением данной дисциплины начинается освоение основной образовательной программы и позволит создать необходимую методологическую основу для изучения последующих профессиональных дисциплин учебного плана, а также позволит применить приобретенные знания, навыки и умения при прохождении всех видов практик.

Темы:

1. Введение. Физиология возбудимых систем.

2. Нейрофизиология движений. Физиологические механизмы регуляции вегетативных функций.

3. Физиология сенсорных систем.

4. Высшая нервная деятельность.

Ключевые слова: физиология, возбудимые ткани, рефлекс, нервная система, органы чувств, сознание, сон, эмоции.

Авторы курса: Яковлева Ольга Владиславовна, старший преподаватель кафедры физиологии человека и животных, кандидат биологических наук, e-mail:a-olay@yandex.ru; Яковлев Алексей Валерьевич, доцент кафедры физиологии человека и животных, кандидат биологических наук, e-mail: avyakov@yahoo.com; Ситдикова Гузель Фаритовна, профессор,заведующий кафедры физиологии человека и животных, доктор биологических наук, e-mail: sitdikovaguzel@gmail.com, Еремеев Антон Александрович

Дата открытия курса: 1 сентября 2017г

Рабочая программа дисциплины

Краткий конспект курса

Институт фундаментальной медицины и биологии, кафедра физиологии человека и животных

Направление: 37.03.01 Психология (заочное бакалавр)

Учебный план: «Психология» (заочное, 2016)

Количество часов: 99 ч. (в том числе: лекции – 4, практические занятия – 2, лабораторные работы – 4, самостоятельная работа – 91), форма контроля: экзамен.

Аннотация: Целью ЭОР "Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем" является формирование у обучающихся целостного теоретического представления об основных принципах восприятия сенсорной информации, физиологии органов чувств, условно-рефлекторной деятельности человека, о физиологических механизмах поведения и структуре поведенческих актов, механизмах функциональных состояний.

Темы:

1. Физиология сенсорных систем.

2. Физиология высшей нервной деятельности.

Ключевые слова: рецептор, орган чувств, сенсорная система, безусловный рефлекс, условный рефлекс, высшая нервная деятельность, поведение.

Автор ЭОР: Еремеев Антон Александрович, доцент кафедры физиологии человека и животных, кандидат биологических наук, тел.: (843) 2337860, e-mail: 2Anton.Eremeev@mail.ru; Розенталь Светлана Геннадьевна, доцент кафедры физиологии человека и животных, кандидат биологических наук, тел.: (843) 2337815, e-mail: srozental11@gmail.com; Еремеев Александр Михайлович, доцент кафедры физиологии человека и животных, кандидат биологических наук, тел.: (843) 2337815, e-mail: Alexandr.Eremeev@kpfu.ru

Дата начала эксплуатации: 01.09.2017

Рабочая программа

Краткий конспект курса

Институт фундаментальной медицины и биологии, кафедра физиологии человека и животных

Направление: 37.03.01 Психология (заочное, бакалавр)

Учебный план: «Психология» (заочное, 2016)

Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 4, практические занятия – 2, лабораторные работы – 4, самостоятельная работа – 94, зачет - 4), форма контроля: зачет.

Аннотация: Целью ЭОР "Нейрофизиология" является формирование у обучающихся целостного теоретического представления об основных принципах и закономерностях функционирования нервной системы и ее структурных единиц - нейронов, при регуляции жизнедеятельности организма.

Темы:

1. Физиология возбудимых систем.

2. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Нервные центры.

3. Нейрофизиология движений.

4. Физиологические механизмы регуляции вегетативных функций.

Ключевые слова: нейрон, возбудимость, синапс, рефлекс, центральная нервная система.

Автор ЭОР: Еремеев Антон Александрович, доцент кафедры физиологии человека и животных, кандидат биологических наук, тел.: (843) 2337860, e-mail: 2Anton.Eremeev@mail.ru; Розенталь Светлана Геннадьевна, доцент кафедры физиологии человека и животных, кандидат биологических наук, тел.: (843) 2337815, e-mail: srozental11@gmail.com; Еремеев Александр Михайлович, доцент кафедры физиологии человека и животных, кандидат биологических наук, тел.: (843) 2337815, e-mail: Alexandr.Eremeev@kpfu.ru

Дата начала эксплуатации: 01.09.2017

Рабочая программа дисциплины

Краткий конспект курса

Институт фундаментальной медицины и биологии, кафедра физиологии человека и животных

Направление: 33.05.01 – Фармация, 31.05.01 Лечебное дело, 30.05.01 Медицинская биохимия, 31.05.03 Стоматология.

Учебный план: «Провизор» (очное, 2016), «Врач общей практики» (очное, 2016), «Врач-биохимик» (очное, 2016), «Врач-стоматолог общей практики» (очное, 2016).

Дисциплина: «Этика и деонтология в медицине и биологии» (специалитет, 2 курс, очное обучение)

Количество часов: 72 ч. (в том числе: лекции – 12, практические занятия – 32, самостоятельная работа – 28), форма контроля: зачет.

Аннотация: Основное внимание в ЭОР уделяется рассмотрению современных проблем этики и деонтологии в области медицины и биологии.  Приводятся критерии для правильной оценки конкретных проблемных ситуаций современной медицинской практики, для поиска оптимальных решений, возникающих при этом этико-правовых дилемм. Рассмотрены различные подходы к реализация биоэтических принципов в научно-исследовательской и практической деятельности медицинского персонала.

Темы: 

1. Предмет биоэтики. Особенности развития современного научного знания и история становление предметной области биоэтики.

2. Принципы этичного отношения к животным. История отношения человека к животным. Единство всего живого на Земле. Биоэтика в различных философских учениях. Религия и животные

3. Биомедицинская этика. Основные направления биоэтических дискуссий в сфере медицины.

4. Реализация биоэтических принципов в научно-исследовательской деятельности медицинского персонала: от теории к практике.

5. Биоэтические проблемы в контексте интенсивного развития биотехнологии.

6. Правовые и социокультурные вопросы биоэтики. Лабораторное экспериментирование (научный и учебный эксперимент).

7. Обязанности и права медицинских работников

8. Медицинские (врачебные) ошибки.

9. Основы взаимоотношений медицинского работника и пациента. Проблема ятрогенных заболеваний.

10. Права граждан в области охраны здоровья. Права пациентов в России и в международной практике.

11. Этические проблемы аборта, контрацепции, стерилизации. Новые репродуктивные технологии.

12. Эвтаназия как биоэтическая проблема.

13. Этико-правовые проблемы клинической трансплантологии и трансфузиологии.

14. СПИД: этико-правовые проблемы. Моральные проблемы лечения социально-опасных и социально-значимых заболеваний.

15. Этико-правовые проблемы медицинской генетики и генной инженерии.

16. Этические проблемы психиатрии. Суициды и их предупреждение. Этика общения с психически больным. Нейроэтика

Ключевые слова: этика, биоэтика, деонтология, биоэтические принципы, ятрогенные заболевания, врачебная ошибка, врачебная тайна, врач, пациент.

Авторы ЭОР:  Розенталь Светлана Геннадьевна, доцент кафедры физиологии человека и животных, кандидат биологических наук, тел.: (843) 233-78-15, email: Svetlana.Yunusova@kpfu.ru,

Еремеев Александр Михайлович, доцент кафедры физиологии человека и животных, кандидат биологических наук, тел.: (843) 233-78-15, email: Alexandr.Eremeev@kpfu.ru.

Герасимова Елена Вячеславовна, доцент кафедры физиологии человека и животных, кандидат биологических наук, тел.: (843) 233-78-15, email: Elena.Gerasimova@kpfu.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2016 г.

Рабочая программа (1)

Рабочая программа (2)

Рабочая программа (3)

Рабочая программа (4)

Краткий конспект курса