Институт психологии и образования, кафедра общей и практической психологии

Направления: 030300.68 "Психология", профиль "Консультативная психология"

Дисциплина: "Психология аномального развития детей и подростков" (магистратура, 1 курс, очное обучение).

Количество часов: 72 (в том числе лекции - 8, практические занятия - 16, самостоятельная работа - 48), форма контроля: зачет.

Аннотация: В процессе обучения и практической подготовки будущих профессионалов в области консультативной психологии важная роль принадлежит курсу «Психология аномального развития детей и подростков». Данный курс призван сформировать у студентов представления о сущности аномального развития, механизмах его формирования и общих закономерностях психического дизонтогенеза. В рамках данного курса особое внимание уделяется изучению основных видов аномального  психического развития, причин их возникновения, а также психологических особенностей детей и подростков с определенным видом отклоняющегося психического развития.

Темы: 1. Проблема нормы и патологии психического развития. 2. Причины отклонений в психическом развитии детей и подростков. 3. Сущность и структура аномального психического развития. 4. Классификации отклонений в психическом развитии.

Ключевые слова: развитие, онтогенез, аномальное развитие, психический дизонтогенез, психическое недоразвитие, задержка психического развития, искаженное психическое развитие, дефицитарное психическое развитие, поврежденное психическое развитие, дисгармоничное психическое развитие.

Доступность: записанные на курс пользователи

Преподаватель, автор курса: Минуллина Аида Фаридовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии Института психологии и образования КФУ, тел.: 8 (917) 2-23-43-78, email: aidamin@rambler.ru

Дата начала эксплуатации:  15 апреля 2016 года.

Рабочая программа

Краткий конспект курса

Институт  психологии  и  образования,  кафедра  общей  и   практической психологии

Направление подготовки:  030300.68 - Консультативная психология

Профиль подготовки: «Психология»

Дисциплина:  “Теория и практика  психотерапевтического диалога», магистратура, 1 курс, 2 семестр, очное отделение.

Количество часов: 108  ч. (в том числе: 14 ч. лекции,  22 ч. практических, 36 ч.  самостоятельная работа), форма контроля -экзамен

Аннотация: Психотерапия  – прикладная дисциплина, базирующаяся  на общетеоретических и специальных психологических знаниях. В процессе  психотерапии специалист использует знания общей, социальной, клинической психологии, психологии личности, дифференциальной психологии, педагогической и возрастной психологии, психодиагностики, психокоррекции. Данный учебный курс   отражает идею объединения теории и психологической практики, приобретения студентами живого опыта, составляющего основу обучения и развития личности практического психолога. Курс рассчитан таким образом, чтобы не только передать студентам совокупность определенных идей, исследовательских проблем и задач, разработанных в отечественной и зарубежной психологии, но  и   перевести теорию психотерапии  в прочувственное, “личностное знание”, а также запустить в действие механизмы профессионального самосознания и самоисследования.  Представленный электронный ресурс покрывает представленные в учебном плане объемы часов по видам учебной нагрузки (лекционная лабораторная, самостоятельная)  на 70%.

Ключевые слова: психотерапия,  психотерапевтическое воздействие, травма, эффект, психоанализ, арт-терапия, игровая терапия, сказкотерапия, песочная терапия, поведенческий подход, онтогенетическая  терапия, символдрама.

Темы:

1.Психотерапия   как  вид психологической помощи.

2.Особенности организации психотерапевтического процесса. Профессиональная  этика  консультанта.

3.Психотерапия детей и подростков. Интегративная модель психотерапии.  Онтогенетическая  модель психотерапии.

4.Артерапевтические методы работы с детьми и подростками.

Автор курса: Фролова Алла Владимировна, к.псх.н., доцент кафедры  общей  и практической психологии, e-mail:  alfrol1@mail.ru.

Рабочая программа

Краткий конспект курса

Институт психологии и образования, кафедра педагогики и методики дошкольного образования

Направление: 37.03.02 - Конфликтология; 37.05.01  - Клиническая психология; 37.03.01 - Психология

Учебный план: «Конфликтология» (очное, 2013), "Клиническая психология" (очное), "Психология" (очное и заочное)

Дисциплина: Психология личности (бакалавры, специалисты, очное и заочное обучение)

Количество часов: 72 ч. (в том числе: лекции – 14, практические занятия – 22, самостоятельная работа – 36), форма контроля: зачет.

Аннотация: Основным содержанием курса является знакомство студентов- конфликтологов с основными концепциями отечественных и зарубежных авторов по психологии личности как целостного и системно-структурного образования и соотнесения этих знаний с знаниями по психологии человека во всех профильных курсах.

Темы: 

1. Введение в предмет "Психология личности".

2. Психология развития целостной личности.

3. Личность как факторное и структурно-уровневое образование.

4. Личность и деятельность.

5. Основные теории личности в зарубежной психологии.

Ключевые слова: личность, среда, наследственность, периодизация психического развития, жизненный путь личности, темперамент, типология, характер, черты личности, деятельность, способности, мотивация, воля, эмоции, теории личности,  психологические защитные механизмы личности.

Авторы курса: Абитов Ильдар Равильевич, доцент кафедры клинической психологии, кандидат психологических наук, email: ildar-abitov@yandex.ru; Шарай Татьяна Петровна, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования,  кандидат психологических наук, тел. 843-5-22-38-26, email: TPSharaj@kpfu.ru;

Дата начала эксплуатации: 10 февраля 2016 года

Доступность: записанные на курс пользователи

Язык интерфейса: русский

Рабочая программа

Краткий конспект лекций

Введение в клиническую психологию

Институт психологии и образования, кафедра клинической психологии и психологии личности

Направления: 37.05.01 Клиническая психология, специализация "Клинико-психологическая помощь ребенку и семье"

Дисциплина: Введение в клиническую психологию (специалитет, 1 курс, очное обучение)

Количество часов: 216 (в том числе лекции-36, практические занятия -36, самостоятельная работа - 108), форма контроля - экзамен

Аннотация: В процессе обучения и практической подготовки будущих специалистов в области клинической психологии важная роль принадлежит курсу "Ведение в клиническую психологию". Данный курс призван сформировать у студентов представления о сущности основных (фундаментальных) медицинских понятий. В рамках данного курса особое внимание уделяется изучению принципов установления контакта с пациентами и медицинским персоналом, принципам проведения клинической беседы, клинического интервью с пациентами (клиентами).

Темы:

1. Общее представление о клинической психологии.

2. Клинические формы проявления нормы и патологии.

3. психология индивидуальных различий.

4. методология клинико-психологического исследования.

5. психология больного.

6. Психология лечебного взаимодействия.

Ключевые слова: психология, психика, психическая норма, психическая патология, здоровье, болезнь, расстройства, этиология, патогенез, диагноз, патопсихология.

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2020г.

Доступность: записанные на курс пользователи

Преподаватель, автор курса: Минуллина Аида Фаридовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования КФУ, тел.: 8(917)2234378, email:aidamin@rambler.ru

Институт психологии и образования, кафедра дефектологии и клинической психологии

Направление: 44.03.03 «Специальное дефектологическое образование (бакалаврская программа «Логопедия»).

Учебный план: «Логопедия», (очное, 2019)

Дисциплина: «Афазия» (бакалавриат, 4 курс, очное обучение)

Количество часов: 5 зачетных единиц, 180 часов (в том числе: лекций – 20, самостоятельная работа - 34), форма контроля: экзамен

Аннотация: Данная учебная дисциплина включена в раздел " Б1.В.ОД.2 Дисциплины (модули)" основной образовательной программы 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование и относится к обязательным дисциплинам. Осваивается на 4 курсе, 8 семестр. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профили "Логопедия", "Специальная психология", "Дошкольная дефектология" и строится проблемно-методически на основе междисциплинарных и внутридисциплинарных связей. В рамках данной дисциплины изучаются теоретические основы учения об афазии, рассматриваются вопросы восстановительного обучения лиц с последствиями очаговых поражений головного мозга. Программа данного курса направлена на формирование у студентов готовности к проведению нейропсихологического обследования лиц с очаговыми поражениями головного мозга, к анализу результатов нейропсихологического обследования; планированию восстановительного обучения с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с очаговыми поражениями головного мозга; к взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением лица с органическим поражением головного мозга; способности к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности; к проведению мониторинга достижения планируемых результатов восстановительного обучения; к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности; к использованию методов психолого-педагогического исследования, основ математической обработки информации; формулированию выводов, представлению результатов исследований.

Темы:

Тема 1. Теоретические основы учения об афазии

Тема 2. Учение А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга

Тема 3. Речевой статус при различных формах афазии

Тема 4. Обследование нарушенных высших психических функций у больных с афазией

Тема 5. Коррекционно-педагогическая работа при различных формах афазии

Тема 6. Особенности проявления афазий у больных полиглотов, глухонемых, левшей, амбидекстров и специфика восстановительного обучения

Тема 7. Восстановление неречевых процессов у больных с афазией

Ключевые слова: афазия, учение А.Р. Лурия, блоки мозга, высшие психические функции, формы афазии.

Автор курса: Валиуллина Гульнара Владимировна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дефектологии и клинической психологии КФУ, тел.:89872836405, e-mail: GVValiullina@kpfu.ru

Дата начала эксплуатации: 18 февраля 2019 г.

Доступность: записанные на курс пользователи

Язык интерфейса: русский

Рабочая программа дисциплины

Краткий конспект ЭОР

Институт психологии и образования, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики

Направление: 44.03.03 «Специальное дефектологическое образование (бакалаврская программа «Логопедия»)
Учебный план: «Логопедия», (очное, 2015)
Дисциплина: «Алалия» (бакалавриат, 3 курс, очное обучение)
Количество часов: 4 зачетные единицы, 144 часа (в том числе: лекции -20, практические -34, самостоятельная работа - 36), форма контроля: экзамен
Аннотация: Данная учебная дисциплина включена в раздел " Б1.В.ОД.2.8 Дисциплины (модули)" основной образовательной программы 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование и относится к обязательным дисциплинам. Осваивается на 3 курсе, 6 семестр. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль "Логопедия" и строится проблемно-методически на основе междисциплинарных и внутридисциплинарных связей. В рамках данной дисциплины изучаются вопросы современного состояния изученности психофизиологического, психолингвистического, нейропсихологического подходов к алалии как системному нарушению речи, анализируются причины и механизмы возникновения данного речевого нарушения, рассматривается системный подход к содержанию коррекционно-развивающей работе по преодолению алалии у детей с ОВЗ. Программа данного курса направлена на формирование у студентов готовности к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с алалией, к психолого-педагогическому сопровождению семей, имеющих детей с алалией; способности к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности; к проведению психолого- педагогического обследования лиц с алалией, анализу результатов комплексного медико- психолого-педагогического обследования детей с алалией на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушенного развития; к проведению мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы; к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности; к использованию методов психолого-педагогического исследования, основ математической обработки информации; формулированию выводов, представлению результатов исследований.
Темы:

Тема 1. Алалия как системное нарушение речи. Причины и механизм алалии.
Тема 2. Классификации алалии.
Тема 3. Моторная (экспрессивная) алалия: речевая и неречевая симптоматика. Сенсорная (импрессивная) алалия: речевая и неречевая симптоматика.
Тема 4. Система коррекционного воздействия при моторной и сенсорной алалии.

Ключевые слова: алалия, моторная (экспрессивная) алалия, сенсорная (импрессивная) алалия, логопедия, нарушение речи, общее недоразвитие речи

Автор курса: Нигматуллина Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики специального образования КФУ, тел.:89196415246, email: Irina.Nigmatullina@kpfu.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2016 г.

Рабочая программа

Краткий конспект курса