Институт психологии и образования

Специальность: 37.05.01 «Клиническая психология», специализация «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье»

Учебный план: «Клиническая психология» (очное, 2019)

Дисциплина: «Нейропсихология» (специалитет, 3 курс, очное обучение)

Количество часов: 144 ч. (в том числе: лекции – 18, практические занятия – 18, лабораторные работы - 18 часов(ов), самостоятельная работа – 36), форма контроля: экзамен.

Аннотация: Основное внимание в ЭОР уделяется принципам мозговой организации психических функций; принципам структурно-функциональной организации мозга, методологическим подходам к изучению нейропсихологических синдромов, возникающих при локальных поражениях мозга. Рассматриваются методологию нейропсихологического синдромного подхода в нейропсихологическом исследовании; задачи, методы и методики нейропсихологической диагностики. 

Темы:  

1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Основные направления и  терминология нейропсихологии. Теория системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурия.

2. Нейропсихологические синдромы. Нейропсихологические факторы.

3. Агнозии, апраксии. Афазии 

4. Нейропсихологическая диагностика: задачи, принципы, методы и методики нейропсихологической диагностики.

Ключевые слова: функциональная система,    нейропсихологический симптом ,нейропсихологический синдром,  нейропсихологический фактор, локализация высших психических функций 

Автор ЭОР:  Пыркова Ксения Вячеславовна, доцент кафедры клинической психологии и психологии личности, кандидат медицинских наук, тел.: (843) 292-37-79; 221-34-44, email: pyrkova_75@mail.ru.

Дата начала эксплуатации: 9 февраля 2022 г.

Институт психологии и образования, кафедра дефектологии и клинической психологии

Направление: 44.03.03 «Специальное дефектологическое образование (бакалаврская программа «Логопедия»).

Учебный план: «Логопедия», (очное, 2019)

Дисциплина: «Афазия» (бакалавриат, 4 курс, очное обучение)

Количество часов: 5 зачетных единиц, 180 часов (в том числе: лекций – 20, самостоятельная работа - 34), форма контроля: экзамен

Аннотация: Данная учебная дисциплина включена в раздел " Б1.В.ОД.2 Дисциплины (модули)" основной образовательной программы 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование и относится к обязательным дисциплинам. Осваивается на 4 курсе, 8 семестр. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профили "Логопедия", "Специальная психология", "Дошкольная дефектология" и строится проблемно-методически на основе междисциплинарных и внутридисциплинарных связей. В рамках данной дисциплины изучаются теоретические основы учения об афазии, рассматриваются вопросы восстановительного обучения лиц с последствиями очаговых поражений головного мозга. Программа данного курса направлена на формирование у студентов готовности к проведению нейропсихологического обследования лиц с очаговыми поражениями головного мозга, к анализу результатов нейропсихологического обследования; планированию восстановительного обучения с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с очаговыми поражениями головного мозга; к взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением лица с органическим поражением головного мозга; способности к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности; к проведению мониторинга достижения планируемых результатов восстановительного обучения; к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности; к использованию методов психолого-педагогического исследования, основ математической обработки информации; формулированию выводов, представлению результатов исследований.

Темы:

Тема 1. Теоретические основы учения об афазии

Тема 2. Учение А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга

Тема 3. Речевой статус при различных формах афазии

Тема 4. Обследование нарушенных высших психических функций у больных с афазией

Тема 5. Коррекционно-педагогическая работа при различных формах афазии

Тема 6. Особенности проявления афазий у больных полиглотов, глухонемых, левшей, амбидекстров и специфика восстановительного обучения

Тема 7. Восстановление неречевых процессов у больных с афазией

Ключевые слова: афазия, учение А.Р. Лурия, блоки мозга, высшие психические функции, формы афазии.

Автор курса: Валиуллина Гульнара Владимировна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дефектологии и клинической психологии КФУ, тел.:89872836405, e-mail: GVValiullina@kpfu.ru

Дата начала эксплуатации: 18 февраля 2019 г.

Доступность: записанные на курс пользователи

Язык интерфейса: русский

Рабочая программа дисциплины

Краткий конспект ЭОР

Институт педагогики и психологии, кафедра дефектологии и клинической психологии

Направление подготовки : 44.03.03  «Специальное дефектологическое образование», профиль «Специальная психология» (бакалавриат, 1 курс, заочное обучение)
Дисциплина : «Введение в специальность»
Количество часов : бакалавриат – 108 часов (лекции – 6, практические занятия – 8, самостоятельная работа –85 ); форма контроля – экзамен.
Темы :

Тема 1. Дефектология как область научного знания. Краткий исторический экскурс.

Тема 2. Специальная психология как область профессиональной деятельности.

Тема 3. Требования к профессиональным и личностным качествам специального психолога.

Тема 4. Направления  профессиональной деятельности специального психолога.

Ключевые слова : психология, норма, дизонтогенез, специальная психология, дефект, компенсация, лицо с ограниченными возможностями здоровья, психодиагностика, психокоррекция, депривация.
Автор : Твардовская Алла Александровна, доцент кафедры дошкольного образования, кандидат психологических наук, e-mail: ALLA.Tvardovskaya@kpfu.ru
Дата начала эксплуатации : сентябрь 2019 года
Краткий конспект лекций

Институт психологии и образования, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики

Направление: 44.03.03 «Специальной (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия»

Учебный план: «Логопедия» (заочное, 2015)

Дисциплина: «Воспитание и обучение лиц с нарушениями интеллекта» (академический бакалавр,4 курс, заочное обучение)

Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 4 ч, практические занятия – 6ч, самостоятельная работа – 72ч.), форма контроля: экзамен.

Аннотация: Дисциплина «Воспитание и обучение лиц с нарушением интеллекта» раскрывает научно-теоретические основы построения процесса обучения и воспитания учащихся с нарушением интеллектуального развития. С учетом знаний студентов, полученных в курсе «Специальная психология», в программе уделено внимание вопросам дифференциации умственной отсталости, организации процесса усвоения знаний учащимися с учетом их индивидуальных и типологических особенностей.

Темы:

  1. Общие основы олигофренопедагогики
  2. Становление дефектологической науки.
  3. Умственно отсталые дети как объект изучения олигофренопедагогики. Классификации умственной отсталости.
  4. Система помощи детям с нарушениями интеллекта в России и за рубежом.
  5. Содержание образования в образовательной школе для лиц с ОВЗ (с нарушениями интеллекта).
  6. Принципы и методы обучения в образовательной школе для лиц с ОВЗ (с нарушениями интеллекта).
  7. Формы организации учебного процесса в образовательной школе  для лиц с ОВЗ (с нарушениями интеллекта).
  8. Трудовое обучение детей с нарушениями интеллектуального развития.
  9. Сущность, цели, задачи и принципы воспитания учащихся в образовательной школе для детей с ОВЗ (с нарушениями интеллекта).

Ключевые слова: олигофренопедагогика, воспитание, методы воспитания, обучение, методы обучения, развитие, нарушение интеллекта, умственная отсталость, специальное образование, коррекционная направленность, реабилитация, интеграция, адаптация.

Автор курса: Твардовская Алла Александровна, старший преподаватель кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики, кандидат психологических наук, тел.:9179001817, e-mail:                 Alla.Tvardovskaya@kpfu.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2016 года

Доступность: записанные на курс пользователи

Язык интерфейса: русский

Рабочая программа

Краткий конспект курса