Институт международных отношений, истории и востоковедения

Направление: 51.03.01 – Культурология, профиль подготовки:  Культура стран и регионов мира

Учебный план: Культурология (очное 2018 г.)

Дисциплина: История искусств (бакалавриат, I курс, очное обучение)

Количество часов: 72 часа(ов), в том числе лекции - 28 часа(ов), практические занятия - 44 часа(ов), самостоятельная работа - 72 часа (ов), контроль (зачёт / экзамен) – 9,3 часа(ов). Форма контроля: экзамен.

Аннотация: Основное внимание в ЭОР уделяется этапам развития западноевропейского и восточного искусства, его региональным особенностям. Приводятся краткие методические положения, включающие основные понятия и определения.

Темы:

  1. Основы истории искусствознания и обзор методологических школ
  2. Генезис и начало развития искусства.
  3. Искусство Древнего Востока. Месопотамия
  4. Искусство Древнего Египта
  5. Искусство античной Греции
  6. Искусство античного Рима.
  7. Раннесредневековое искусство
  8. Каролингское, Оттоновское Возрождения
  9. Романское искусство
  10. Готическое искусство
  11. Искусство Итальянского и Северного Возрождения

Ключевые слова: история искусств, христианство, Европа, Запад, Восток, Древний Египет, Средневеквоье, храм, первобытность, Древний Египет, Передняя Азия, Месопотамия, Античность, готика, Возрождение, Каролингское Возрождения, Оттоновское Возрождение.

Авторы ЭОР:

Дусаева Э.М., доцент кафедры Всемирного культурного наследия, кандидат культурологии, тел.: (843) 221 34 03, e-mail: endgel@yandex.ru

Масалова О.А., доцент кафедры Всемирного культурного наследия, кандидат исторических наук, тел.: (843) 221 34 03, e-mail: omasalova@mail.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2018.

Программа курса

Краткий конспект курса

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение "Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия", кафедра всемирного культурного наследия.

Направление: 09.03.04 Программная инженерия 

                        45.03.02 Лингвистика

Профиль: Технологии разработки информационных систем

Перевод и переводоведение (английский и второй иностранный языки; Перевод и переводоведение (немецкий и второй иностранный (английский) языки); Перевод и переводоведение (французский и второй иностранный (английский) языки); Перевод и переводоведение (испанский и второй иностранный (английский) языки)) очное

Лингвистика (Теория и методика преподавания иностранных языков и культур) 

Учебный план: Технологии разработки информационных систем (очное, 2016 )

Учебный план: Технологии разработки информационных систем (очное, 2017 )

Учебный план:Лингвистика (Теория и методика преподавания иностранных языков и культур) очное, 2019

Дисциплина: «Культурология» (бакалавриат, 4 курс, очное обучение)

                       «Культурология» (бакалавриат, 1 курс, очное обучение)(

Количество часов: 72 ч. (в том числе : лекции – 18, практические занятия -18, самостоятельная работа – 36), форма контроля: зачет

Аннотация: Главное внимание в курсе уделяется основным категориям и понятиям теории культуры, ее сущности, структуре и механизмам функционирования; наиболее значимым концепциям культурологического знания; месту и роли в культуре будущей профессиональной сферы деятельности; представлениям о типологических, трансляционных и семиотических структурах культуры, об особенностях культурных эпох, характере и тенденциях современной культуры; о месте национальной культуры в общемировой. Особое внимание уделяется ценностным аспектам культурологического знания, знакомству с лучшими достижениями мировой, отечественной и национальной культуры. Электронный курс предназначен для работы на занятиях и самостоятельно.

Темы:

1. Культурология как наука, ее место в системе гуманитарного знания.

2.Понятие культуры, ее сущность, структура и функции.

3.Становление и развитие культуры: культурогенез, динамика культуры.    

4.Культура и цивилизация. Типология цивилизаций.

5.Типология культур: этническая и национальная, элитарная и массовая, локальная и глобальная.

6.Восточный и Западный тип культуры.

7.Исламский тип культуры.

8. Культура Древнего Востока Культура античного мира

9. Культура западно-европейского средневековья и Возрождения

10. Культура Нового времени Культура ХХ-ХХ1 века

11. Социокультурные смыслы искусства 

Ключевые слова: теоретическая и прикладная культурология, культура, цивилизация, культурогенез, межкультурные коммуникации, культурные ценности, типология культур, социализация, инкультурация.

Автор курса: Соловьева Елена Геннадиевна, доцент кафедры всемирного культурного наследия, канд.пед.наук, доцент,тел.221-34-03, e-mail: helensolovyova@mail.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2016 года

                                              1 сентября 2019 года

Доступность: записанные на курс пользователи

Язык интерфейса: русский

URL: http://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=2039

Рабочая программа

Краткий конспект курса

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение "Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия", кафедра музеологии, культурологии и туризма

Направление: 033000.62 Культурология
Учебный план: «Культурология (Культура стран и регионов мира) (очное, 2013)
Дисциплина:«История  культуры России» (бакалавриат, 3 курс, очное обучение)
Количество часов: 104 ч. (в том числе: лекции – 18, практические занятия– 22, самостоятельная работа – 64), форма контроля: зачет, экзамен.

Аннотация: Основное внимание в курсе уделяется  рассмотрению  главных черт, тенденций и условий развития отечественной культуры, начиная с XVIII в. и до  конца ХХ вв. Наиболее подробно анализируются такие сферы культуры, как просвещение, наука, общественная мысль. Приводятся краткие методические положения, включающие основные  термины,  понятия и  определения.  Представлены  типовые  тестовые задания, смоделированы проблемные вопросы по  курсу.

Темы:

  1. Реформы первой четверти XVIII в. Русская культура второй четверти XVIII в. Развитие отечественной культуры во второй половине XVIII в.
  2. Просвещение и наука в России XIX века. Отечественная история. Книжное дело и печать в культуре России XIX Цензура и культура России XIX века. Русская литература XIX века
  3. Культура "Серебряного века". Культура в годы НЭПа (1921-1928 гг.). Тоталитарная система и отечественная культура в конце 1920-х-1930-х гг.
  4. Культура в годы Великой Отечественной войны. Культура в послевоенный период.  
  5. Советская культура в годы "застоя" (конец 1960-х-середина 1980-х гг.). Культура постсоветской России.

Ключевые слова: культура, государство, Россия, менталитет, этногенез, политика, православие, письменность, просвещение, книжное дело, литература, общественная мысль, интеллигенция.

Авторы курса: Литвин Александр Алтерович,  доктор исторических наук, профессор, зав.кафедрой музеологии, культурологи и туризма ИМОИиВ КФУ, email:museologikfu@mail.ru

Дата начала эксплуатации: 1 февраля  2016 года

Рабочая программа

Краткий конспект лекций

 

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение «Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия», кафедра музеологии, культурологии и туризма

Направление: 43.03.02  «Туризм»
Учебный план: Международный туризм (очное, 2015)
Дисциплина: История туризма и гостеприимства (бакалавриат, 1 курс)
Количество часов: 72 ч. (в том числе: лекции – 36, практические занятия -18, самостоятельная работа – 18); форма контроля: экзамен.

Аннотация: Курс знакомит с основными этапами зарождения и развития туризма и гостеприимства. Приведен анализ причин и предпосылок миграционных процессов эпохи первобытнообщинного строя, появления индустрии туризма в Древнем Востоке. Описаны зарождение и генезис туристско-экскурсионной деятельности в России, возникновение и становление международного туризма, а также характерные черты современного российского и международного туризма и их перспективы.

Темы:

  1. Предпосылки возникновения и развития путешествий
  2. История путешествий и традиции гостеприимства в первобытное время
  3. Туризм на Древнем Востоке и в Античном мире
  4. Торговые пути и "путешествия за знаниями". Морские путешествия эпохи средневековья
  5. Великие географические открытия Запада и Востока
  6. Гостеприимство в Древней Руси. Путешествия древних русичей и вклад русских землепроходцев в открытие и освоение новых земель
  7. Путешествия и открытия XVII-XVIII вв. Развитие индустрии гостеприимства в Новое время
  8. Развитие путешествий в XIX - начале ХХ вв.
  9. Генезис туристско-организационной деятельности в Российской империи (XVIII-начало ХХ вв.)
  10. Генезис международного туризма в ХХ в.
  11. Туристско-экскурсионное дело в СССР
  12. Туризм на современном этапе и его перспективы.

Ключевые слова: туризм, миграция, путешествие, паломничество, ислам, христианство, иудаизм, гостеприимство, гостиницы, элитарный туризм, массовый туризм, рекреация.

Автор курса: Литвин Александр Алтерович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой музеологии, культурологи и туризма,  e-mail:  museologikfu@mail.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2015 года

Рабочая программа

Краткий конспект лекций

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение «Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия», кафедра музеологии, культурологии и туризма.

Направление: 072300.62 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Учебный план: «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (очное, 2013)
Дисциплина: «Музейная педагогика» (бакалавриат, 3 курс, очное обучение)
Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 18, практические занятия – 18, самостоятельная работа - 72), форма контроля: экзамен.

Аннотация:  Основное внимание в курсе уделяется рассмотрению возникновения культурно-образовательной функции музеев и развитию музейной педагогики как теоретической основы реализации этой функции. Особое внимание уделено изучению практического опыта, формированию базовых форм культурно-образовательной деятельности, инновациям в этой сфере. Представлены материалы для практических занятий, вопросы для самоконтроля, типовые тесты.

Темы: 

  1. Образовательная функция музея.
  2. Типология музеев по образовательной деятельности.
  3. Теория музейной коммуникации и ее значение в развитии образовательной деятельности музея.
  4. Педагогическая деятельность отечественных и зарубежных музеев. Зарождение музейной педагогики в Европе и США
  5. Педагогическая деятельность отечественных и зарубежных музеев. Возникновение музейно-педагогического знания в российских музеях
  6. Междисциплинарная специфика и понятийно-категориальный аппарат музейной педагогики.
  7. Междисциплинарная специфика и понятийно-категориальный аппарат музейной педагогики
  8. Образовательная среда музея
  9. Типология музейно-педагогических занятий.
  10. Типология музейно-педагогических занятий. Базовые и дополнительные формы
  11. Специфика педагогической деятельности в музейной среде.
  12. Специфика музейно-педагогических занятий с детской аудиторией. Дошкольный и младший школьный возраст.
  13. Специфика музейно-педагогических занятий с детской аудиторией. Средний и старший школьный возраст.
  14. Специфика музейно-педагогических занятий со взрослой аудиторией.
  15. Современные музейно-педагогические технологии.
  16. Интерактивные методики в музейно-педагогической деятельности
  17. Детские музеи
  18. Проектная деятельность в современных музеях

Ключевые слова: культурно-образовательная деятельность музея, музейная педагогика, интерактивность, экскурсия, музейная коммуникация.образовательный технологии, музейная аудитория

Автор курса: Тимофеева Людмила Сергеевна, кандидат исторических наук,  доцент кафедры музеологии, культурологи и туризма КФУ, тел. каф.: 221 – 34 – 03, email: lyutim77@yandex.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2016 года

Вводное видео в курс

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение «Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия», кафедра музеологии, культурологи и туризма.

Направление подготовки: 072300.62 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»  
Учебный план: Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (очное, 2011)
Дисциплина: Б3.В.11 «Организационная деятельность туристской фирмы» (бакалавриат, 3 курс)
Количество часов: 72 ч. (в том числе: лекции – 18, практические занятия – 18, самостоятельная работа – 18, индивидуальная работа - 18) 
Форма контроля: дифференцированный зачет 
Аннотация: Особое внимание в курсе уделяется рассмотрению базовых организационно-правовых основ деятельности туристской фирмы, выделены основные ключевые процессы ее  функционирования на современном этапе. Приводятся краткие методические положения, включающие основные термины, понятия и определения. Представлены типовые тестовые задания, смоделированы проблемные  вопросы по курсу. Предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений, слушателей системы послевузовского образования, а также работников туристской сферы. Подготовленный материал можно изучать самостоятельно, используя предложенный текстовой материал и проводя самоконтроль усвоения материала.
Темы:
1.Терминология и понятийный аппарат туризма. Туристская индустрия и туристская деятельность.
2.Организационно-правовые основы деятельности туристского предприятия.
3.Формирование, продвижение и реализация туров.
4.Услуги размещения и питания в туризме.
5.Имиджеология туристкого бизнеса. Психологические аспекты работы с клиентами.
6.Эффективные методы управления персоналом турфирмы.
Ключевые слова: туризм, турист, туристская фирма, туроператор, турагент, менеджмент, маркетинг, туроперейтинг, турпродукт, транспорт, средства размещения, средства питания, конкурентоспособность, реклама, инфраструктура, имидж, персонал.
Преподаватель, автор курса: Ахметова Альбина Робертовна, кандидат исторических наук, ассистент кафедры музеологии, культурологи и туризма КФУ, e-mail: albina-ahmetova303@mail.ru 
Дата начала эксплуатации: 7 февраля 2014 г

URL: http://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=933

Вводное видео в курс