Елабужский институт, биологический факультет, кафедра биологии и экологии.

Направление:

44.03.05. Педагогическое образование, профиль «Биология и химия». Форма обучения - очная, срок освоения образовательной программы 5 лет.

Учебный план: по направлению 44.03.05. Педагогическое образование, профиль «Биология и химия». Форма обучения - очная, срок освоения образовательной программы 5 лет.

Дисциплина: «Фитоценология» (бакалавриат, 2 курс, очное обучение)

Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 24, практические занятия – 14, лабораторные занятия – 12, КСР – 4, самостоятельная работа – 54), форма контроля: зачет.

Аннотация: Основное внимание в ЭОР уделяется формированию представлений о растительном покрове как сложной интегрированной системе флоры и растительности, о закономерностях образования и динамических процессов природных сообществ, способов их рационального использования и охраны; применение полученных знаний и навыков в решении профессиональных задач.

Темы: 

  1. Фитоценоз – основная структурная единица биоценоза
  2. Биотические взаимоотношения в      фитоценозах
  3. Организация фитоценозов
  4. Ценопопуляции растений
  5. Экология фитоценозов
  6. Динамика фитоценозов
  7. Классификация  и ординация растительности
  8. Рациональное природопользование фитоценозов
  9. Агрофитоценоз - полевое растительное сообщество

Ключевые слова: фитоценоз, ассоциация, агрофитоценоз, ценопопуляция, флюктуация, фитосреда, синузия, ярусность.

Автор ЭОР:  Кузьмин Петр Анатольевич, доцент, доцент кафедры биологии и экологии, кандидат сельскохозяйственных наук, тел.:8(85553)7-54-55 (email: petrkuzmin84@yandex.ru.

Дата начала эксплуатации: 1 февраля 2017 г.

Рабочая программа

Краткий конспект

Елабужский институт КФУ, биологический факультет, кафедра биологии и экологии

Направление: 06.03.01 «Биология» (бакалавриат, 3 курс, очное обучение)

44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль подготовки «Биология и химия» (бакалавриат, 3 курс, очное обучение)

Учебный план: по направлению подготовки 06.03.01 и 44.03.01

Дисциплина: «Молекулярная биология»

Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 20, практические занятия – 22, самостоятельная работа – 28, КСР – 2, экзамен - 36), форма контроля: экзамен.

Аннотация: Курс молекулярной биологии является одним из базовых для студентов биологического факультета, так как в нем вводятся основные понятия, которыми оперирует современная биология. Студенты получат знания о строении и функциях биополимеров, их компонентов и комплексов, об основных принципах кодирования, хранения и реализации генетической информации, структуре и функции генов и геномов. Данный курс позволит сообщить учащимся знания о содержании, теоретических и практических задачах молекулярной биологии как науки об особенностях строения и свойств молекул, обеспечивающих существование биологической формы движения материи; ее месте и роли в комплексе наук, составляющих современную физико-химическую биологию (биофизика, биохимия, молекулярная биология, биоорганическая химия). 

Темы: 

1. Определение предмета "молекулярная биология". Этапы развития.  Основные открытия.

2. Принципы строения и основные функции биополимеров. Нуклеиновые кислоты.

3. Принципы строения и основные функции биополимеров. Белки

4. Транскрипция у прокариот. Регуляция транскрипции у бактерий.

5. Особенности транскрипции у эукариот. Процессинг mРНК эукариот.

6. Трансляция. Структура tРНК. Структура рибосом про- и эукариот. Этапы трансляции у прокариот.

7. Репликация ДНК. Основные принципы и механизмы у про и эукариот. Проблема недорепликации 3'-концов линейных молекул. Теломеры и теломераза.

8. Основные репарабельные повреждения в ДНК и принципы их исправления.

9. Уровни организации хроматина у эукариот. Организация эукариотического генома.

10. Понятие о мобильных генетических элементах. Классификация мобильных генетических элементов по механизму перемещения. Механизм обратной транскрипции

Ключевые слова: нуклеиновые кислоты, белки, транскрипция, трансляция, репликация, репарация, обратная транскрипция, ДНК, РНК, процессинг.

Автор ЭОР:  Куланина Светлана Вадимовна, ассистент кафедры биологии и экологии Елабужского института КФУ, email: svetlanak2002@mail.ru.

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2016 г.

Рабочая программа

Краткий конспект курса


Елабужский институт КФУ, биологический факультет, кафедра биологии и экологии

Направление подготовки : 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль подготовки «Биология, химия» (бакалавриат, 2 курс, очное обучение)
Учебный план: 44.03.05 «Педагогическое образование», бакалавр (Биология, химия) 2020 г.
Дисциплина : «Зоология позвоночных»
Количество часов : 216 ч. (в том числе : лекции – 42, лабораторная работа – 60, самостоятельная работа – 78, контроль (экзамен) - 36 ч); форма контроля – экзамен 
Аннотация: Основное внимание при изучении курса уделяется вопросам морфофункциональной организации различных систематических групп  хордовых животных, их биоразнообразию, распространению и эволюции.
Темы : 1. Тип Хордовые (Сhordata). 2. Позвоночные без зародышевых оболочек (Anamnia). 3. Ветвь Челюстноротые (Gnathostomata). 4. Класс Костные рыбы (Osteichthyes). 5. Систематика современных костных рыб. 6. Экология рыб. 7. Надкласс Наземные или Четвероногие позвоночные (Tetrapoda). Класс Земноводные или Амфибии (Amphibia). 8. Систематика современных амфибий. 9. Экология амфибий. 10. Позвоночные с зародышевыми оболочками (Amniota). Класс Пресмыкающиеся или Рептилии (Reptilia). 11. Систематика современных пресмыкающихся. 12. Экология пресмыкающихся. 13. Класс Птицы (Aves). 14. Систематика современных птиц. 15. Экология птиц. 16. Класс Млекопитающие (Mammalia). 17. Систематика современных млекопитающих. 18. Экология млекопитающих.
Ключевые слова : : позвоночные животные, морфофункциональная организация позвоночных животных, закономерности индивидуального и исторического развития позвоночных животных, систематика и разнообразие позвоночных, адаптации позвоночных к среде и образу жизни, роль в природе и практической деятельности человека.
Авторы: Ребрина Файруза Габделхамитовна, старший преподаватель кафедры биологии и химии, email: FGRebrina@kpfu.ru  

Леонтьева Ирина Александровна, ст. преподаватель кафедры биологии и химии, email: IALeonteva@kpfu.ru  

Дата начала эксплуатации : 11 февраля 2022 года

Рабочая программа по Зоологии позвоночных.pdfРабочая программа по Зоологии позвоночных.pdf

Елабужский институт КФУ, отделение математики и естественных наук, кафедра биологии и химии

Направление подготовки: 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование. Профили подготовки:  "Психология образования" (бакалавриат, 1 курс, заочное отделение).
Учебный план: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, бакалавр (Психология образования) 2020 г.
Дисциплина: «Анатомия, возрастная физиология, педиатрия»
Количество часов: - 108 ч. (в том числе: лекции - 4, практические занятия - 6, лабораторные работы - 0, самостоятельная работа - 89); форма контроля - экзамен (2 семестр)
Аннотация:  В предлагаемом курсе рассматривается анатомо-физиологические особенности развития детского организма на основных этапах возрастного развития, их связь с процессами социализации, в том числе с обучением и воспитанием. Определенный акцент сделан на сравнение данных особенностей организма ребенка и взрослого человека. Раскрываются  отдельные вопросы нарушения развития организма ребенка в зависимости от возрастных особенностей. Данный курс соответствует рабочей программе "Анатомия, возрастная физиология, педиатрия" для студентов заочного отделения, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование.

Формируемые компетенции:

ОПК-8: способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.

ОПК8.1: знает историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательного процесса, роль и место образования в жизни человека и общества в области гуманитарных знаний; историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательного процесса, роль и место образования в жизни человека и общества в области естественно-научных знаний; историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательного процесса, роль и место образования в жизни человека и общества в области нравственного воспитания.

ОПК-8.2: умеет использовать современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы в урочной и внеурочной деятельности, дополнительном образовании детей.

ОПК-8.3: владеет методами, формами и средствами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий, для осуществления проектной деятельности обучающихся, проведения лабораторных экспериментов, экскурсионной работы, по-левой практики и т.п.; действиями организации различных видов вне-урочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и исто-рико-культурного своеобразия региона.


Темы:

  1. Предмет и содержание курса  «Анатомия, возрастная физиология, педиатрия».
  2. Анатомия, возрастная физиология и педиатрия регуляторных  систем организма человека. Сенсорные функции организма.
  3. Анатомия, возрастная физиология и педиатрия системы движения организма человека.
  4. Анатомия, возрастная физиология и педиатрия систем обеспечения организма человека.

Ключевые слова: анатомия человека, возрастная периодизация, регуляторные  системы организма, сенсорные функции организма, ребенок, здоровье.

Авторы курса: Ребрина Файруза Габделхамитовна, старший преподаватель кафедры биологии и химии, email: rebrina-valieva@mail.ru

Куланина Светлана Вадимовна, старший преподаватель кафедры биологии и химии, email: svetlanak2002@mail.ru

Леонтьева Ирина Александровна, старший преподаватель кафедры биологии и химии, email: leontjeva.ira@yandex.ru

Дата начала эксплуатации: 1 января 2021 года

Елабужский институт К(П)ФУ, факультет математики и естественных наук, кафедра биологии и химии

Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». Профиль подготовки: «Биология и химия» (бакалавриат, 5 курс, очное обучение) 

Учебный план: 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), бакалавр (Биология и химия), 2016 г.

Дисциплина: «Охрана природы и рациональное природопользование» 

Количество часов: - 144 ч. (в том числе: лекции - 24, практические занятия - 24, лабораторные работы - 0, контроль самостоятельной работы - 0, самостоятельная работа - 60, контроль - 36); форма контроля - экзамен (9 семестр)

Аннотация: Данная дисциплина является одним из базовых обязательных курсов для студентов биологического направления. В предлагаемом курсе рассматриваются современные проблемы охраны природы и рационального природопользования. Подробно рассматриваются теоретические основы охраны природной среды, а также охрана отдельных ее компонентов (охрана атмосферного воздуха, водных ресурсов, земельных ресурсов, охрана растительного и животного мира). Отводится внимание вопросам международного сотрудничества в области охраны природы и рационального природопользования.

Темы:

  1. Экология - как наука.
  2. Аутэкология.
  3. Глобальная экология.
  4. Охрана природы: понятия и определения.
  5. Охрана атмосферы.
  6. Охрана водных ресурсов.
  7. Охрана почвенных ресурсов.
  8. Охрана растительного мира.
  9. Охрана ресурсов животного мира.
  10. Глобальные экологические проблемы.
  11. Охраняемые природные территории.
  12. Международное сотрудничество в области охраны природы.

Ключевые слова: экология, охрана природы, рациональное природопользование, атмосфера, гидросфера, литосфера, особоохраняемые природные территории, загрязнения.

Автор курса: Леонтьева Ирина Александровна, старший преподаватель кафедры биологии и химии, email: leontjeva.ira@yandex.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2019 года

Рабочая программа дисциплины

Краткий конспект курса

 

Казанский федеральный университет, Елабужский институт, факультет математики и естественных наук, кафедра биологии и химии

Направления подготовки: 06.03.01 - Биология. Профиль подготовки: Общая биология (бакалавриат, 3 курс, очное отделение)

Учебный план: 06.03.01 Биология, бакалавр (Общая биология) 2019 г.

Дисциплина: «Энтомология и защита растений»
Количество часов: - 72 ч. (в том числе: лекции - 14, практические занятия - 10, лабораторные работы - 10 ч., самостоятельная работа - 38); форма контроля - зачет (6 семестр)

Аннотация:  


Темы: 


Ключевые слова: 


Автор курса: Леонтьева Ирина Александровна, старший преподаватель кафедры биологии и химии, email: leontjeva.ira@yandex.ru
Дата начала эксплуатации: 1 апреля 2020 года.

Елабужский институт КФУ, факультет математики и естественных наук, кафедра биологии и химии

Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». Профиль подготовки: «Биология и химия» (бакалавриат, 2 курс, очное обучение).

Учебный план: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), бакалавр (Биология и химия), 2019 г.

Направление подготовки: 06.03.01 «Биология». Профиль подготовки: «Общая биология» (бакалавриат, 2 курс, очное обучение)

Учебный план: 06.03.01 Биология, бакалавр (Общая биология) 2019 г.

Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». Профиль подготовки: «Английский язык и немецкий язык» (бакалавриат, 2 курс, очное обучение).

Учебный план: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), бакалавр (Английский язык и немецкий язык) 2019 г.

Направление подготовки: 45.03.02 "Лингвистика". Профиль подготовки: "Перевод и переводоведение (Английский язык, Немецкий язык)" (бакалавриат, 2 курс, очное обучение).

Учебный план: 45.03.02 Лингвистика, бакалавр (Перевод и переводоведение (Английский язык, Немецкий язык)) 2019 г.

Направление подготовки: 45.03.02 "Лингвистика". Профиль подготовки: "Перевод и переводоведение (Английский язык, Китайский язык)" (бакалавриат, 2 курс, очное обучение).

Учебный план: 45.03.02 Лингвистика, бакалавр (Перевод и переводоведение (Английский язык, Китайский язык)) 2019 г.

Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». Профиль подготовки: «Дошкольное образование, английский язык» (бакалавриат, 2 курс, очное обучение).

Учебный план: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), бакалавр (Дошкольное образование, английский язык) 2019 г.

Направление подготовки: 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование". Профиль подготовки: "Психология образования" (бакалавриат, 2 курс, очное обучение).

Учебный план: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, бакалавр (Психология образования) 2019 г.

Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». Профиль подготовки: "Русский язык и литература" (бакалавриат, 2 курс, очное обучение)

Учебный план: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), бакалавр (Русский язык и литература) 2019 г.

Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». Профиль подготовки: "История и обществознание" (бакалавриат, 2 курс, очное обучение)

Учебный план: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), бакалавр (История и обществознание) 2019 г.

Направление подготовки: 44.03.05 "Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)". Профиль подготовки: "Родной язык и литература, английский язык" (бакалавриат, 2 курс, очное обучение)

Учебный план: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), бакалавр (Родной язык и литература, английский язык) 2019 г.

Направление подготовки: 40.03.01 «Юриспруденция». Профиль подготовки: "Гражданское право" (бакалавриат, 2 курс, очное обучение)

Учебный план: 40.03.01 Юриспруденция, бакалавр (Гражданское право) 2019 г.

Направление подготовки: 38.03.01 "Экономика". Профиль подготовки: "Общий профиль" (бакалавриат, 2 курс, очное отделение)

Учебный план: 38.03.01 Экономика, бакалавр (Общий профиль) 2019 г.

Дисциплина: «Безопасность жизнедеятельности» 
Количество часов: — 72 ч. (в том числе: лекции — 18, практические занятия — 14, лабораторные работы — 4, самостоятельная работа — 36); форма контроля — зачет (3 семестр)

Аннотация:  В предлагаемом курсе рассматривается терминология «Безопасность жизнедеятельно­сти», изучается поведение человека в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, биологического и бытового характера. Рассматриваются социально опасные явления, основные понятия гражданской обороны, вопросы организации и функциониро­вания единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

Темы: 1. Введение. Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях. 2. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. 3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. 4. Чрезвычайные ситуации социального характера. 5. Безопасность в городе. 6. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 7. Гражданская оборона. 8. Обеспечение безопасности на производствах. Оказание первой медицинской помощи. 9.  Обеспечение безопасности в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: безопасность, вредный и опасный фактор, авария, катастрофа, гомосфера, ноксосфера, риск, чрезвычайная ситуация, опасное природное явление, стихийное бедствие, пандемия, эпидемия, эпизоотия, эпифитотия, производственная или транспортная катастрофа, экологическая катастрофа, социальная безопасность, гражданская оборона, защитные сооружения, рассредоточение, РСЧС, эвакуация, средства защиты, безопасность на производстве, первая медицинская помощь, образовательное учреждение.

Автор курса: Леонтьева Ирина Александровна, старший преподаватель кафедры биологии и химии факультета математики и естественных наук, email: leontjeva.ira@yandex.ru 
Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2020 года

Рабочая программа

Краткий конспект курса