Институт психологии и образования Кафедра общей психологии

Направление: 37.04.01 «Психология» (магистерская программа «Психология состояний человека»)

Учебный план: «Психология состояний человека» (очное)

Дисциплина: «Психология сознания» (магистратура, 1 курс, очное обучение)

Количество часов: 72 ч., в том числе: лекции – 8 часов; практические занятия – 16 часов; самостоятельная работа – 48 часа; форма контроля: зачет.

Аннотация: Основное внимание в ЭОР уделяется обсуждению методологических и общенаучных аспектов проблемы сознания; философских, психологических и нейрофизиологических теорий сознания; антропопсихологических фактов и идей, относящихся к вопросу о происхождении и эволюции сознания, о его основных признаках и отличий от обычной психики. Тщательно анализируются также вопросы о соотношении сознательного и бессознательного, самосознания и рефлексии, о структуре и основных содержательных компонентах сознания. Приводятся краткие методические положения, включающие основные понятия, определения. В ЭОР представлены также краткие видеолекции по каждой теме, планы семинарских занятий с вопросами, темами письменных работ (эссе, доклады), задания для самостоятельной работы и др.

Темы

1. Теоретико-методологические основы психологии сознания

2. Современные теории сознания

3. Происхождение и эволюционные формы сознания

4. Соотношение сознательного и бессознательного. Самосознание и рефлексия 

5. Содержание сознания: когнитивный аспект и ценностно-смысловой аспекты

Ключевые слова: сознание, сущность сознания, теории сознания, происхождение сознания, структура сознания, содержание сознания, сознательное и бессознательное, самосознание, рефлексия.

Автор ЭОР: Алишев Булат Салямович, профессор кафедры общей психологии , доктор психологических наук, тел.: (843) 221-34-90, email:bulat.alishev@gmail.com.

Дата начала эксплуатации: 10 января 2020 г.

Рабочая программа дисциплины (РПД) "Психология сознания" (очное)

Краткий конспект курса

Актуальные проблемы теории и практики современной психологии (Теории и практики психологии)

Институт психологии и образования

Направление: 37.04.01 – Психология.

Учебный план: «Психология состояний человека» (очное, 2019)

Дисциплина: «Актуальные проблемы теории практики современной психологии» (магистратура, 1 курс, очное обучение)

Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 8, практические занятия – 18, самостоятельная работа – 46), форма контроля: экзамен (36 часов).

Аннотация: Основное внимание в ЦОР уделяется характеристике основных проблем, относящихся к наиболее активно развивающимся областям психологии: психофизической проблемы, проблеме личности, проблемы соотношения имплицитного и эксплицитного в когнитивной психологии, проблемы границы между нормой и девиацией, проблемы множественности психологических практик и их эффективности.

Темы: 

Тема 1. Фундаментальные проблемы психологической науки

Тема 2. Теоретические проблемы общей психологии

Тема 3. Актуальные проблемы когнитивной психологии

Тема 4. Проблема нормы и девиации в научной и практической психологии

Тема 5. Основные проблемы прикладной психологии

Ключевые слова: предмет психологии, психофизическая проблема, проблема личности в психологии, когнитивная психология, представления, репрезентации, когнитивные стили, психологическая норма, девиация, граница между нормой и девиацией, прикладная психология, методы и техники практической психологии.

Автор ЦОР:  Алишев Булат Салямович, профессор кафедры общей психологии, доктор психологических наук, тел.: (843) 221-34-90, email: bulat.alishev@gmail.com.

Дата начала эксплуатации: 10 января 2020 г.

Рабочая программа дисциплины

Краткий конспект курса

Психология сознания 
Институт психологии и образования 
Кафедра общей психологии 
Направление: 37.04.01 «Психология» (магистерская программа «Психология состояний») 
Учебный план: «Психология состояний» (заочное)
Дисциплина: «Психология сознания» (магистратура, 1 курс, очное/заочное обучение) 
Количество часов: 72 ч., в том числе: лекции – 4 часа ; практические занятия – 12 часов;; самостоятельная работа – 52 часа (заочное); форма контроля: зачет. 
Аннотация: Основное внимание в ЭОР уделяется обсуждению методологических и общенаучных аспектов проблемы сознания; философских, психологических и нейрофизиологических теорий сознания; антропопсихологических фактов и идей, относящихся к вопросу о происхождении и эволюции сознания, о его основных признаках и отличий от обычной психики. Тщательно анализируются также вопросы о соотношении сознательного и бессознательного, самосознания и рефлексии, о структуре и основных содержательных компонентах сознания. Приводятся краткие методические положения, включающие основные понятия, определения. В ЭОР представлены также краткие видеолекции по каждой теме, планы семинарских занятий с вопросами, темами письменных работ (эссе, рефераты), задания для самостоятельной работы и др.
Структура курса.
Темы: 1. Теоретико-методологические основы психологии сознания 
Тема 2. Современные теории сознания 
Тема 3. Происхождение и эволюционные формы сознания 
Тема 4. Соотношение сознательного и бессознательного. Самосознание и рефлексия 
Тема 5. Содержание сознания: когнитивный аспект и ценностно-смысловой аспекты 
Ключевые слова: сознание, сущность сознания, теории сознания, происхождение сознания, структура сознания, содержание сознания, сознательное и бессознательное, самосознание, рефлексия. 

Автор ЦОР: Алишев Булат Салямовия, профессор кафедры общей психологии , доктор психологических наук, тел.: (843) ____________, email:bulat.alishev@gmail.com.

Дата начала эксплуатации: 16 сентября 2019 г.

Краткий конспект курса

Актуальные проблемы теории и практики современной психологии

Институт психологии и образования

Направление: 37.04.01 Психология

Учебный план: Психология состояний человека, Психология семьи и семейное консультирование, Консультативная психология, Психология в бизнесе.

Дисциплина: "Актуальные проблемы теории и практики современной психологии" (магистратура, 1-ый курс, заочное обучение)

Количество часов: 108 ч., (в том числе лекции - 4, практические занятия - 10, самостоятельная работа - 85), форма контроля: экзамен (9 часов).

Аннотация: Основное внимание в ЦОР уделяется характеристике основных проблем, относящихся к наиболее активно развивающимся областям психологии. Среди них: психофизическая проблема, проблема личности, проблема соотношения имплицитного и эксплицитного в когнитивной психологии, проблема границы между нормой и девиацией, проблема множественности психологических практик и др.

Темы: 1. Фундаментальные проблемы психологической науки. 2. Теоретические проблемы общей психологии. 3. Актуальные проблемы когнитивной психологии. 4. Проблема нормы и девиации в научной и практической психологии. 5. Основные проблемы прикладной психологии.

Ключевые слова: предмет психологии, психофизическая проблема, проблема личности в психологии, когнитивная психология, представления, репрезентации, когнитивные стили, психологическая норма, девиация, граница между нормой и девиацией, практическая психология, методы и техники практической психологии.

Автор ЦОР: Алишев Булат Салямович, профессор кафедры общей психологии, доктор психологических наук, Лауреат Премии Правительства РФ в области образования, тел. (843) 221-34-90, e-mail^ bulat.alishev@gmail.com

Дата начала эксплуатации: 16 сентября 2019 г.

Рабочая программа дисциплины

Краткий конспект курса

Актуальные проблемы-описание.pdfАктуальные проблемы-описание.pdf

Институт психологии и образования, кафедра общей психологии

Направление: 37.03.01 «Психология» (бакалавриат)

Учебный план: «Психология» (очное, 2018), В.ДВ.3

Дисциплина: «Психология профессиональной коммуникации» (бакалавриат, 1 курс, 2 семестр, очное обучение)

Количество часов: 72 ч. (в том числе: лекции – 2, практические занятия – 34, самостоятельная работа – 36), форма контроля: экзамен.

Аннотация: Цель ЭОР - способствовать формированию основных компетенций учащихся в области профессиональных коммуникаций. Эффективная коммуникация – один из ключевых элементов успешной деятельности психолога. Курс носит практико-ориентированный характер и включает в себя множество упражнений и заданий, способствующих развитию коммуникативной компетентности студентов.

Темы: 

1. Основы профессиональной коммуникации и ее структурные компоненты.

2. Восприятие себя и других в процессе коммуникации. Самопрезентация.

3. Вербальная коммуникация.

4. Невербальная коммуникация.

5. Эффективная межличностная коммуникация.

6. Ассертивная коммуникация.

7. Конфликты и сотрудничество в профессиональной коммуникации.

8. Терапевтическая коммуникация.

9. Публичное выступление.

10. Особенности профессиональной коммуникации в электронных сетях.  

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетентность, деловое общение, невербальная коммуникация, самопрезентация, ассертивность, терапевтическая коммуникация, публичное выступление, интернет-коммуникации.

Автор ЭОР:  Афанасьев Павел Николаевич, доцент кафедры общей психологии, кандидат социологических наук, тел.: (843) 221-34-90 (раб.); email: af_pavel@mail.ru.

Дата начала эксплуатации: 1 февраля 2019 г.

Институт психологии и образования КФУ, кафедра общей психологии

Направление: 37.03.01 «Психология» (бакалавриат)

Учебный план: «Психология» (очное, 2017),Б1.В.ДВ.4

Дисциплина: «Когнитивная психология» (бакалавриат, 3 курс, 6 семестр, очное обучение)

Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 26, практические занятия – 28, самостоятельная работа – 54)

Форма контроля: зачёт

Аннотация: Основное внимание в курсе уделяется ознакомлению студентов с основными направлениями исследований в зарубежной и отечественной когнитивной психологии. Представлены теоретические подходы передовых научных школ в области когнитивной психологии, а также результаты практических исследований и разработок ведущих учёных со всего мира. Рассмотрены ключевые методы и методики исследования основных научных конструктов, используемых в когнитивной психологии.    

Темы дисциплины: 

1. Истоки когнитивной психологии.

2. Когнитивная психология и сознание.

3. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов.

4. Память и ментальная репрезентация.

5. Мышление и интеллект. Искусственный интеллект.

6. Когнитивные стили в структуре индивидуальности.

7. Оценочные суждения.

8. Когнитивное развитие. Познание ментального мира.

9. Рефлексия и метакогнитивные процессы.

Ключевые слова: компьютерная метафора, познание, ментальная репрезентация, мышление, память, речь, интеллект, научные подходы, закономерности, методы, когнитивный стиль, рефлексия, метакогнитивные процессы, оценочные суждения, когнитивное развитие, контроль поведения, информационный подход, психосемантика, творческое мышление, когнитивный диссонанс.   

Автор курса: Чернов Альберт Валентинович, старший преподаватель кафедры общей психологии Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук;  тел:  (843) 221-34-90 (раб.); е-mail:    Albert.Chernov@kpfu.ru

Дата начала эксплуатации: 7 февраля 2018 г.

Рабочая программа по курсу Когнитивная психология

Краткий конспект курса Когнитивная психология

Институт Психологии и образования, кафедра общей психологии.

Направление: 37.03.01 «Психология» (бакалавриат «Психология»)

Учебный план: «Психология» (заочное, 2016)

Дисциплина: «Психология метапознания» (бакалавриат, 4 курс, заочное обучение)

Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 2, практические занятия – 28, самостоятельная работа), форма контроля: зачет.

Аннотация: Основной целью ЭОР является введение в проблему метакогнитивных процессов, регулирующих познавательную деятельность индивида; знакомство с традиционными фактами психологии метапознания, с современными концепциями метапознания, а также методиками диагностики метакогнитивных способностей

Темы: 

1. Введение в метапознание.

2. Исторические предпосылки возникновения психологии метапознания.

3. Основные концепции метапознания.

Ключевые слова: метапознание, рефлексия, когнитивные процессы, метакогниции, метамышление.

Авторы ЭОР:  Юсупов Марк Геннадьевич, к.пс.н., доцент кафедры общей психологии; Чернов Альберт Валентинович, к.пс.н., ст. преподаватель кафедры Общей психологии Института психологии и образования  тел.: (843) 221-34-90, email: Albert.Chernov@kpfu.ru.

Дата начала эксплуатации: 20 апреля 2017 г.

Рабочая программа курса

Краткий конспект курса

Институт психологии  и образования КФУ, кафедра общей психологии

Направление  подготовки: 37.03.01  Психология

Учебный план: Психология  (очное, 2016)

Дисциплина: Общая психология (бакалавриат, 1 курс, очное)

Количество часов: 306, в том числе: лекции – 142,  практические и семинарские  занятия – 110, самостоятельная работа студента – 54 (обеспечено ЭК - 72, в том числе: лекции – 36,  практические и семинарские  занятия – 28, самостоятельная работа студента – 8). Форма контроля - экзамен  –  2-ой семестр

Аннотация: общая психология представляет собой фундаментальный общепрофессиональный курс, направленный на овладение студентами основными теоретическими понятиями, знаниями психологических закономерностей и механизмов когнитивных процессов. В курсе рассматриваются отдельные когнитивные процессы, а также основные отечественные и зарубежные теории когнитивных процессов

Темы:

1. Общая характеристика психических процессов. 
2. Ощущение.
3. Восприятие. 
4. Внимание.
5. Память.
6. Представление.
7. Мышление.
8. Речь
9. Воображение.
10. Интеллект

Ключевые слова: психология, когнитивные процессы, познание, ощущение, мышление, интеллект, внимание, память, восприятие.

Авторs курса: Мельников Андрей Владимирович, ассистент кафедры Общей психологии Института психологии и образования,  e-mail: melnandr@gmail.com

Прохоров Александр Октябринович – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии  Института психологии и образования КФУ, e-mail: alprokhor1011@gmail.com

Дата начала эксплуатации: 1 февраля 2017 года

Рабочая программа дисциплины

Краткий конспект курса

Институт педагогики и психологии КФУ, кафедра общей психологии

Направление подготовки : 
37.03.01  Психология (бакалавриат, 1 курс 2-й семестр, 2 курс 3-й семестр; очное обучение)
37.05.01 Клиническая психология (специалитет, 1 курс, 2 семестр, 2 курс 3-й семестр; очное обучение)
Дисциплина : «Психология развития и возрастная психология»
Количество часов : 252 ч. (в том числе: лекции – 72 часа, практические и семинарские занятия - 36 часов); форма контроля - экзамен (2 и 3 семестр).
Аннотация: Дисциплина «Психология развития и возрастная психология» представляет собой один из основных курсов в программе психологического образования и является частью единого блока знаний, раскрывающих фундаментальные проблемы психологии, наряду с такими дисциплинами как «Общая психология», «Методологические основы психологии», «Социальная психология» и др.  Целью данной дисциплины является  формирование научных представлений о процессе психического развития, его движущих силах и закономерностях, структуре периодизации развития и особенностях психики человека в различные возрастные периоды жизни. Дисциплина включает два основных раздела: раздел «Основные теоретические проблемы и подходы в психологии развития и возрастной психологии» и раздел «Психическое развитие человека в различные возрастные периоды». В первом разделе рассматриваются основные теоретические вопросы психологии развития, происходит подробное знакомство с ведущими концепциями. Основной акцент делается на борьбу идей, причины появления ведущих теорий и введения в психологию развития новых понятий, актуальных для современного состояния науки.Второй раздел посвящен закономерностям и особенностям психического развития человека на каждом возрастном этапе жизни от рождения до смерти.
Знание данной дисциплины является необходимым условием для усвоения курса "Актуальные проблемы психологии развития" в магистратуре. 
Материал курса можно изучать самостоятельно, выполняя предлагаемые задания, подготавливая письменные ответы, устные доклады на семинарах и проводя самоконтроль усвоения материала с помощью контрольных вопросов.
Темы: 1. Развитие как философская категория. Категория развития в психологии. 2. Понятие "возраст". Возраст как социокультурный феномен. 3. Психология развития и возрастная психология как наука. 4. Методы возрастной психологии. 5. Основные теоретические платформы в вопросе  детерминации психического развития. Ранние концепции психического развития. 6. Психоаналитический подход к развитию психики 7. Социогенетический подход к развитию психики в эпигенетической концепции Э. Эриксона. 8. Когнитивный подход к развитию психики в генетической школе Ж. Пиаже. 9. Современные концепции развития в зарубежной психологии (теории социального научения, социально-историческая концепция А. Валлона, ортогенетическая концепция психического развития Х. Вернера). 10. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. 11. Деятельностный подход к психическому развитию А.Н. Леонтьева. 12. Периодизация психического развития на основе выделения ведущего типа деятельности (Д.Б.Эльконин). 13. Теория поэтапного формирования  умственных действий (П.Я. Гальперин) и формирующий эксперимент в психологии развития. 14. Периодизация и детерминанты развития личности в концепции А.В. Петровского.15. Интегральная периодизация общего психического развития (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман)
Ключевые слова: психика, развитие, возраст, движущие силы развития, детерминанты развития психики, Эго-идентичность, групповая идентичность, структура, интеллект, обратимость, эгоцентризм, операция, кризис, противоречие, психологическое новообразование, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, деятельность, действие, операция, цель, мотив, сознание, личность, опосредование, знак, интериоризация, экстериоризация, высшая психическая функция, натуральная психическая функция, потребность в персонализации, адаптация, индивидуализация, интеграция, со-бытие, самобытность.
Автор курса: Салихова Наиля Рустамовна, профессор кафедры общей психологии, доктор. психол. наук, email: Nailya.Salihova@kpfu.ru
Дата начала эксплуатации : 7 февраля 2014 года