Институт психологии и образования, кафедра  методологии обучения и воспитания

Направление: 44.04.01 – «Педагогическое образование» (магистерская программа «Управление воспитательными системами»)

Учебный план: «Управление воспитательными системами» (очное, 2019)

Дисциплина: «Современные концепции воспитания» (магистратура, 1 курс, очное обучение)

Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 4, практические занятия – 18, самостоятельная работа – 50), форма контроля: экзамен.

Аннотация: Основное внимание  в курсе «Современные  концепции воспитания» уделяется на овладение студентами  знаниями о содержании современных концепций воспитания, об идеях, теориях и подходах, определяющих направленность концепций, о методологии концепций; овладение умениями теоретико-методологического анализа концепций и разработки рекомендаций по внедрению концепций в воспитательный процесс образовательного учреждения. Приводятся краткие методические положения, нацеленные на помощь студентам в глубоком усвоении наиболее важных разделов и тем учебной дисциплины.

Темы: 

  1. Традиционные и инновационные теории воспитания. Приоритетные стратегии воспитания.
  2. Зарубежные и отечественные концепции воспитания.
  3. Современные технологии воспитания.
  4. Школа как фактор социализации и субъект социального воспитания.

Ключевые слова: теория воспитания, технологии воспитания, принципы воспитания, методы воспитания, формы организации воспитания, классный руководитель, средства воспитания, системы воспитания.

Автор ЦОР:  Фахрутдинова Гузалия Жевдятовна, профессор кафедры методологии обучения и воспитания,  доктор педагогических наук, email: gdautova@mail.ru

Дата начала эксплуатации: 8 февраля 2020года

Доступность: записанные на курс пользователи

Язык интерфейса: русский

Направление подготовки: 44.04.01. Педагогическое образование (магистерская программа «Управление воспитательными системами»)

Учебный план: «Управление воспитательными системами» (очное, 2019)

Дисциплина: «Научно-методическое обеспечение управления воспитательными системами» (магистратура, 1 курс, очное обучение)

Количество часов: 72 часа (в том числе: лекции – 4 часа, практические занятия – 18 часов, самостоятельная работа – 50 часов), форма контроля: зачет.

Аннотация: Основное внимание уделяется одному из аспектов управления воспитательной системой - организации и управлению научно-методической работой в образовательной организации. Рассматриваются основные направления научно-методической работы в образовательной организации.

Темы:

1. Сущность проблемы управления научно-методическим сопровождением воспитательного процесса.

2. Основные направления научно-методической работы в образовательной организации.

3. Методическая работа: основные  формы и задачи.

4. Методические объединения в образовательной организации.

5. Издательская деятельность как важная составляющая методической работы.

6. Фонд методов, технологий, способов осуществления воспитательной работы.

7. Технологии организации методической работы.

Ключевые слова: управление, методическая служба, методическое объединение, классный руководитель,  профессиональное мастерство, воспитательная система. 

Автор ЦОР: Габдрахманова Рашида Габдельбакиевна, доцент кафедры методологии обучения и воспитания, кандидат педагогических наук, тел.: (843) 2233445, E-mail: rashgabdra@mail.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2019 г.

Рабочая программа по дисциплине Научно-методическое

Краткий конспект курса

Институт психологии и образования, кафедра методологии обучения и воспитания

Направление: 44.04.01 - "Педагогическое образование" (магистерская программа "Управление воспитательными системами")

Учебный план: "Управление воспитательными системами" (очное, 2018)

Дисциплина: "Организация воспитательного пространства в мультикультурной образовательной среде" (магистратура, 1 курс, очное обучение)

Количество часов: 72 ч. (в том числе: лекции - 6, практические занятия - 24, самостоятельная работа - 42), форма контроля: экзамен. 

Аннотация: Основное внимание курса "Организация воспитательного пространства в мультикультурной образовательной среде" нацелено на формирование у студентов комплексного представления об основных понятиях теории воспитательных систем, воспитательного процесса в школе, основных методах, средствах и формах организации воспитательного процесса, сущности процесса воспитания и его структуры, общих закономерностях и принципах процесса воспитания; формирование систематизированных знаний о зарубежных и отечественных системах, особенностях концепций воспитания, видах педагогических технологий; выработку навыков получения, анализа и обобщения материала по курсу.

Темы: 

1. Теории воспитательных систем.

2. Организация воспитательной деятельности. Содержание воспитательной деятельности.

3. Понятие и характеристика воспитательной системы. Виды воспитательных систем и их характеристика.

4. Классный руководитель в воспитательной системе школы. 

5. Работа классного руководителя по формированию коллектива.

6. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы. Результативность воспитательной деятельности.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная система, воспитательный процесс, зарубежные и отечественные воспитательные системы, классный руководитель, детские общественные объединения

Автор ЦОР: Салимзянова Эльмира Шавкатовна, доцент кафедры методологии обучения и воспитания, кандидат филологических наук, тел. (843) 221-34-45, email: elmirochka.86@mail.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2019 г.  

Доступность: записанные на курс пользователи

Язык интерфейса: русский

URL: https://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=3123

Рабочая программа дисциплины

Краткий конспект курса

Институт психологии и образования, кафедра  методологии обучения и воспитания

Направление: 44.04.01 –«Педагогическое образование»(магистерская программа «Управление воспитательными системами»)

Учебный план: «Управление воспитательными системами» (очное, 2018)

Дисциплина: «Этнопедагогика» (магистратура, 1 курс, очное обучение)

Количество часов:36 ч. (в том числе: лекции – 4, практические занятия – 14, самостоятельная работа – 18), форма контроля: зачет.

Аннотация:Основное внимание  в курсе "Этнопедагогика" уделяется развитию ведущих проблем этнопедагогики как науки, изучающей народную культуру и народную педагогику с целью выявления общих закономерностей их становления и развития, а также возможностей определения использования в современных учебно-воспитательных системах средств, методов и форм народной педагогики.Приводятся краткие методические положения, нацеленные на помощь студентам в неформальном и глубоком усвоении наиболее важных разделов и тем учебной дисциплины и установления синхронических и диахронических связей между различными этнопедагогическими идеями, образовательными системами и технологиями.

Темы: 

  1.       Предмет и задачи этнопедагогики. История зарождения и развития этнопедагогики.Связь этнопедагогики с другими науками.
  2.       Этнологические и антропологические основыэтнопедагогики. Основные принципы этнопедагогики современного образования.
  3.       Этнические особенности народов мира, России, региона.
  4.       Народная педагогика как составляющаячасть этнопедагогики.
  5.       Средства народной педагогики
  6.       Педагогическая культура этнопедагогической деятельности

Ключевые слова: педагог, этнопедагогика, народная педагогика, воспитание, педагогическая культура, этнопедагогическая деятельность

Автор ЦОР:  ФахрутдиноваГузалияЖевдятовна, профессор кафедры методологии обучения и воспитания,  доктор педагогических  наук, email: gdautova@mail.ru

 

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2019 года

Доступность: записанные на курс пользователи

Язык интерфейса: русский

Рабочая программа

Краткий конспект курса

Институт психологии и образования, кафедра методологии обучения и воспитания

Направление подготовки : 44.04.02 "Психолого-педагогическое образование" (Психология и педагогика инклюзивного образования).

Дисциплина : «Сравнительная педагогика» (магистратура, 2 курс, заочное обучение)

Количество часов : Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных(ые) единиц(ы), 108 часа(ов). Контактная работа - 12 часа(ов), в том числе лекции - 4 часа(ов), практические занятия - 8 часа(ов), cамостоятельная работа - 87 часа (ов). Контроль (зачёт / экзамен) - 9 часа(ов). Форма промежуточного контроля дисциплины: экзамен в 4 семестре.

Аннотация. В ЭОРe дан сравнительный анализ основных процессов образования и воспитания в современном мире. Рассмотрены особенности функционирования средней и высшей школы подготовки педагогических и научных кадров. Здесь обстоятельно излагаются содержание и особенности  образования за рубежом и в России. Вы узнаете о различных видах педагогических учебных заведений. ЭОР содержит блок заданий, направленный на формирования методологической культуры педагога.. Приведенные материалы и структура курса призваны стимулировать поиск и формулировку выводов самим обучающим. 

Раздел 1. Сравнительная педагогика как отрасль педагогической науки. Тенденции развития образования в современном мире. §1. Общая характеристика развития образования в конце xx века. §2. Управление образованием и его финансирование. §3. Дифференциация образования и обучения. §4. Обучение одаренных детей. §5. Инклюзивное образование за рубежом. Раздел 2. Средняя и высшая школы за рубежом. §1.Средняя школа в США. §2.Средняя школа в Японии. §3.Средняя школа в Великобритании. §4.Средняя школа в Швейцарии. §5.Средняя школа в Германии. §6.Средняя школа в Нидерландах. §7. Система оценки знаний учащихся в средней школе.
Национальные системы высшего образования. §1. Характеристика высшей школы развитых стран Запада. §2. Многоуровневая система подготовки кадров. §3. Высшая школа и проблема качества образования.

Ключевые слова : образование за рубежом, система воспитания, дифференциация обучения школьная система, высшие школы, тенденции развития образования.

Дата начала использования : 1 сентября 2018 г.

Авторы : Хайруллин Ильдар Тагирович, доцент кафедры методологии обучения и воспитания Института психологии и образования кандидат педагогических наук, email: hairullin_it@mail.ru

Фахрутдинова Гузалия Жевдятовна, профессор кафедры методологии обучения и воспитания, доктор педагогических наук, e-mail:gdautova@mail.ru

Рабочая программа

Краткий конспект курса

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИКА ҺӘМ МӘГАРИФ ТАРИХЫ

Институт психологии и образования, кафедра методологии обучения и воспитания

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).
Учебный план: Все профили педагогического образования (очное, 2020).

Дисциплина: «История педагогики и образования»

Количество часов: 3 з.е, 108 ч. (в том числе: лекции – 18, практические занятия – 18, самостоятельная работа –35, контроль самостоятельной работы – 1, контроль ( экзамен) - 36).

Аннотация: Основное внимание в ЦОР уделяется дать студенту полную и глубокую картину развития педагогической науки, а также поможет проследить логику возникновения и развития тех или иных педагогических учений, увидеть возможность применения этих знаний в своей педагогической деятельности. Выполняя задания для самостоятельной работы, студент научится следовать законам и правилам исторического исследования, что приведет к развитию историко-педагогического мышления. ЦОР разработан в билингвальной русско-татарской среде для студентов-бакалавров направлений 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки); 44.03.01 - Педагогическое образование.

Темы: 1. История педагогики и образования как отрасль научного знания. 2. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. 3. Воспитание и школа в Античном мире. 4. Воспитание и образование в эпоху Средневековья. 5. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Нового времени. 6. Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX в. 7. Школа и педагогика в России (в конце XIX – начале ХХ в.). 8. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.). 9. Образование и педагогическая мысль в России после второй Мировой войны.

Ключевые слова: история педагогики, образование, воспитание, цивилизация, развитие.

Авторы ЦОР:
Насибуллов Рамис Рафагатович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии обучения и воспитания Института психологии и образования, тел.: (843) 2-21-34-45, e-mail: nasibullov_ramis@mail.ru

Яруллин Ильнар Фагимович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии обучения и воспитания Института психологии и образования, тел.: (843) 2-21-34-45, e-mail: yarullin_ilnar@mail.ru

Дата начала эксплуатации: 1 февраля 2019 года


Институт психологии и образования, кафедра методологии обучения и воспитания, кафедра начального образования

Онлайн-курс: «Общие основы педагогики» 

Направление подготовки: 44.03.01 – Педагогическое образование, 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Учебный план: Все профили педагогического образования (очное, 2021)

Институт психологии и образования, Институт физики, Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского, Химический институт им. А.М. Бутлерова, Юридический факультет, Институт фундаментальной медицины и биологии, Институт международных отношений, Институт управления, экономики и финансов, Институт филологии и межкультурной коммуникации.

Аннотация онлайн-курса:

Изучение дисциплины «Общие основы педагогики» позволяет студентам в дальнейшем успешно осваивать содержание других дисциплин психолого-педагогического цикла в процессе обучения. Материалы разработанного онлайн-курса по изучению дисциплины «Общие основы педагогики» предусматривает самостоятельную внеаудиторную работу студентов с психолого-педагогическими источниками. Онлайн-курс содействует общему, интеллектуальному, профессиональному развитию будущего педагога, формированию его как творческой личности, способствует овладению знаниями теоретических основ современной педагогической науки и умениями, необходимыми для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в школе. Онлайн-курс по дисциплине «Общие основы педагогики» способствует формированию потребности и умения заниматься профессиональным самообразованием.

Формируемые компетенции согласно ФГОС ВО:

ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики. 

УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ных) языке(ках). 

Результаты обучения:

 Должен знать:

- основы нормативно-правового и научно-методического обеспечения процесса образовательной деятельности, нормы профессиональной этики;

- концепции нормативно-правового регулирования деятельности органов и учреждений системы образования;

- сущность и  виды приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации;

-  коммуникативные методы на государственном и иностранном языках;

- отдельные информационно-коммуникационные технологии для поиска необходимой информации;

основные пути обмена информацией, их значение в работе образовательного учреждения,  значение планирования в работе преподавателя;

- базовые основы стилистики официальных и неофициальных писем на государственном и иностранном(ых) языках;

правила и закономерности деловой устной и письменной коммуникации;

- категориально-понятийный аппарат современной педагогики;

- методологию педагогической науки и основные методологические подходы к организации образовательного процесса.

Должен уметь:

- использовать и применять нормативно-правовую документацию в самостоятельной профессиональной деятельности; учитывать нормы профессиональной этики;

- отбирать и обосновывать  выбор типовых методов, методик и средств практического регулирования образовательных правоотношений;

- использовать оптимальные методы коммуникации с учетом социокультурных особенностей социальных групп на государственном и иностранном языках;

- решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, психолого-педагогической терминологии;

- использовать не менее 500 терминологических единиц и терминоэлементов на государственном и иностранном(ых) языках для ведения деловой переписки;

- анализировать педагогический процесс с позиций методологических подходов и теорий обучения и воспитания.

Должен владеть:

- способностями соотносить содержание нормативно-правовых документов с практической педагогической деятельностью;

- навыками отбора типичных методов, методик и средств практического регулирования образовательных правоотношений;

- коммуникативными методами на государственном и иностранном языках для профессионального взаимодействия на государственном и иностранном языках;

- основными навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по профессиональной проблематике;

- отдельными навыками ведения деловой переписки с учетом особенностей стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурных различий в формате корреспонденции на государственном и иностранном(ых)  языках;

- отдельными навыками устного делового разговора на государственном и иностранном(-ых) языках.

Должен демонстрировать способность и готовность:

- применять полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности 

Формат 

Общая трудоемкость дисциплины: 3 з.е., 108 ч. (в том числе: лекции – 18, практические занятия – 18, самостоятельная работа –35, контроль самостоятельной работы – 1, контроль (экзамен) - 36).

Продолжительность изучения дисциплины: 18 недель.

Недельная учебная нагрузка: 2 часа.

Программа курса (перечень тем):

1. Объект, предмет, задачи, функции педагогической науки.

2. Категориальный аппарат педагогики.

3. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими науками.

4. Педагогика в системе наук о человеке. Личность ребенка, объект и субъект воспитания и обучения.

5. Взаимосвязь педагогической науки и практики.

6. Образование как общественное явление и педагогический процесс.

7. Основы методологии педагогической науки.

8. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики.

9. Методологическая культура педагога.

Требования к обучающимся:

Для успешного освоения дисциплины обучающиеся должны прежде всего основываться по ФГОС к результатам освоения ООП: личностные, метапредметные, предметные результаты.

Итоговая оценка по онлайн-курсу: если обучающийся успешно сдает экзамен (проходит тест 100 вопросов с единичным или множественным выбором ответов и набирает 56 баллов и более), то ему будет предоставлено документальное подтверждение результатов обучения - сертификат.

Данные авторов:

Габдрахманова Рашида Габдельбакиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии обучения и воспитания Института психологии и образования, e-mail: rashida.gabdrahmanova@kpfu.ru

Закирова Венера Гильмхановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой начального образования Института психологии и образования, e-mail: 1vzakiro@kpfu.ru

Каюмова Лейсан Рафисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Института психологии и образования, e-mail: kaioum@mail.ru

Насибуллов Рамис Рафагатович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии обучения и воспитания Института психологии и образования, e-mail: nasibullov_ramis@mail.ru

Яруллин Ильнар Фагимович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии обучения и воспитания Института психологии и образования, e-mail: yarullin_ilnar@mail.ru

Телефон: 8(843)2213445; 8(843)2925651

Институт психологии и образования, кафедра методологии обучения и воспитания

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование (бакалавриат, 2 курс, очное обучение)
Учебный план: «Физика и информатика» (очное, 2013)
Дисциплина: «Педагогическое мастерство»
Количество часов: 72 ч. (в том числе: лекции – 14, практические занятия – 18, самостоятельная работа – 40); форма контроля – зачет
Аннотация: Курс направлен на последовательное овладение основами профессионального мастерства учителя: от осознания сущности педагогического мастерства, осмысления идеалов в педагогической деятельности и выявления уровня подготовки будущего учителя к постижению путей и средств развития профессиональной позиции, а затем воспитание культуры педагогического общения, умения воздействовать словом и невербальными средствами и, наконец, формирование основ педагогического взаимодействия в заданных ситуациях учебно-воспитательного процесса.
Темы: 1. Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность. 2. Педагогическая техника и пути овладения ею в деятельности учителя. 3. Речь учителя как компонент педагогического мастерства. 4. Педагогическая технология в структуре педагогического мастерства преподавателя. 5. Конфликты и способы их разрешения. 6. Требования и этапы планирования воспитательной работы. 7. Мастерство педагогического управления.
Ключевые слова: педагогическое мастерство, педагогические способности, педагогическая техника, конфликты, управление.
Автор: Хузиахметов Анвар Нуриахметович, заведующий кафедрой методологии обучения и воспитания, доктор педагогических наук, профессор, e-mail: hanvar9999@mail.ru
Дата начала эксплуатации: 1 ноября 2014 года

Рабочая программа

Краткий конспект лекций


 

Институт психологии и образования, кафедра методологии обучения и воспитания

Направление подготовки: 44.04.01 «Педагогическое образование» (магистратура, 2 курс, очное обучение)
Учебный план: «Управление воспитательными системами» (очное, 2020)
Дисциплина: «Проектирование воспитательной и развивающей деятельности обучающегося»
Количество часов : 72 ч. (в том числе: лекции – 4, практические занятия – 18, самостоятельная работа – 50); форма контроля – зачет

Аннотация: Данный курс дает студенту полную и глубокую картину проектирования воспитательной и развивающей деятельности обучающихся, увидеть возможность применения этих знаний в своей педагогической деятельности. Студент не только усвоит знания, но и овладеет умением анализировать и дать оценку воспитательному взаимодействию, разработать КТД и другие формы воспитательной работы, проектировать воспитательные дела разной направленности с детьми разного возраста, использовать инновационные методы и технологии проектирования воспитательной программы. Выполняя задания для самостоятельной работы, студент научится владеть методами диагностики воспитанности обучающихся и уровня воспитательной работы; методами разработки методических материалов по организации воспитательной работы с обучающимися в различных образовательных организациях; технологией управления процессом внедрения современных методик и технологий проектирования воспитательной программы. 


Темы: 1. Проектирование воспитательного процесса. Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса. 2. Педагогическая поддержка в воспитательной и развивающей деятельности обучающихся. 3. Содержание компонентов базовой культуры личности. 4. Методы и средства воспитания. 5. Формы организации воспитательного процесса. Проектирование программ воспитания.
Ключевые слова: проектирование, воспитание, педагогический процесс, педагогическая поддержка, развитие, культура, личность, метод, средства, формы, проектирование.
Автор: Яруллин Ильнар Фагимович, доцент кафедры методологии обучения и воспитания,кандидат педагогических наук, тел.sad843) 2-21-34-45, email: yarullin_ilnar@mail.ru
Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2020 года

Институт психологии и образования, кафедра  методологии обучения и воспитания

Направление:  44.03.05 - Педагогическое образование (программы бакалавриата «Физика и информатика», «История», «История и иностранный (английский) язык»)

Учебный план: «Физика и информатика» (очное, 2014)«История» (очное, 2014), «История и иностранный (английский) язык» (очное, 2014)

Дисциплина: «История образования и педагогической мысли» (бакалавриат, 1 курс, очное обучение)

Количество часов: 72 ч. (в том числе: лекции – 18, практические занятия – 18, самостоятельная работа – 36), форма контроля: зачет.

Аннотация: Основное внимание  в курсе "Истории образования и педагогической мысли" уделяется процессу развития педагогики от первобытной эпохи до новейшего времени. Приводятся краткие методические положения, нацеленные на помощь студентам в неформальном и глубоком усвоении наиболее важных разделов и тем учебной дисциплины и установления синхронических и диахронических связей между различными педагогическими идеями, образовательными системами и моделями.

Темы: 

  1. История образования и педагогической мысли как область научного знания.

  2. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире.

  3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в период Средневековья и Возрождения. 

  4.  Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XVIII вв.). 

  5.  Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе и США в  XIX вв.

  6. Развитие зарубежной педагогики в XX в.и в начале XXI в.(Реформаторская педагогика в Западной Европе конца XIX начала XX вв. развития.   Основные тенденции развития образования в странах Западной Европы и США в    XX  и начале XXI вв.

  7. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

  8. Образование и педагогическая мысль России в XIX в.

  9. Развитие отечественного образования и педагогики в советский период. Тенденции развития современной школы и педагогики.

Ключевые слова: педагог, педагогика, история образования, воспитание, инициация, дидактика, возрастная периодизация, понятие природосообразности воспитания

Автор курса:  Фахрутдинова Гузалия Жевдятовна, профессор кафедры методологии обучения и воспитания,  доктор педагогических  наук, email: gdautova@mail.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2014 года

Рабочая программа  

Краткий конспект лекций