Институт психологии и образования, кафедра дошкольного и начального образования

Направление: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Начальное образование и иностранный (английский) язык)
Учебный план: ИПиО (Педагогика), Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Начальное образование и иностранный (английский) язык) очное бакалавр 2017 г.
Дисциплина: «Методика обучения русскому языку» 1 семестр (бакалавр, 4 курс, очное обучение)
Количество часов: 
Общее: 108 ч. (в том числе: лекции – 16, практические занятия – 38, самостоятельная работа – 54), форма контроля: итоговый тест
Реализация в ЭОР (1 семестр):  54 ч. (в том числе: лекции – 16, практические занятия – 38), форма контроля: итоговый тест
Аннотация: Основное внимание в ЭОР уделяется обучению младших школьников грамоте и орфографии. Раскрывается содержание обучения грамоте, основные требования к урокам обучения грамоте, методы обучения грамоте, методика обучения фонетике и графике в этот период. Определяются лингвометодические основы обучения орфографии. Рассматривается структура орфографического действия, основные приемы и методы формирования орфографических навыков у младших школьников.
Темы: 

Раздел 1. Организация обучения младших школьников на уроках русского языка. Обучение грамоте

1. Теория и методика обучения русскому языку как наука. 
2. Научные основы методики обучения грамоте
3. Классификация методов обучения грамоте. Современный звуковой аналитико- синтетический метод обучения грамоте.
4. Формирование фонетических умений у младших школьников
5. Графика. Принципы русской графики. Методика обучения русской графике.

Раздел  2. Методика правописания

6. Орфографическая зоркость и пути ее формирования. 
7. Методика формирования орфографических навыков
8. Диктант как основное орфографическое упражнение 
9. Лингвометодические основы обучения орфографии

Ключевые слова: обучение грамоте, звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, фонетический анализ, фонетико-графический анализ, орфограмма, орфографическое действие, принципы русской орфографии,
Автор ЭОР:  Хаирова Ирина Валентиновна, доцент кафедры дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук, тел.: (843)236-06-19, email: ira-hair@mail.ru
Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2017 года
Институт психологии и образования, кафедра дошкольного и начального образования

Направление: «Педагогическое образование»


Учебный план: «
Начальное образование» (заочное, второе высшее, 2016)

Дисциплина: «Основы педагогического мастерства» (бакалавриат, 1 курс, заочное обучение)

Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 4, практические занятия – 4, самостоятельная работа – 96), форма контроля во 2 семестре: зачет.

Аннотация: ЭОР является информационно-методическим обеспечением курса "Основы педагогического мастерства", ориентированного на развитие педагогического мышления студентов-будущих учителей начальных классов, осознание студентами смысла и назначения профессиональной деятельности учителя, психолого-педагогического содержания понятий 'педагогическая культура', 'педагогическое мастерство', 'педагогическая техника', практическое овладение педагогической техникой.

Темы:

Тема 1. Профессиональная компетентность педагога и педагогическое мастерство. Роль самообразования и саморазвития в становлении педагога-профессионала.  

Тема 2. Педагогическое общение: сущность, структура. Конфликты в педагогической деятельности.  

Тема 3. Педагогическое творчество и передовой педагогический опыт. Творческая лаборатория учителя. Инновационная направленность педагогической деятельности.  

Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагогическое мастерство, профессиональная компетентность педагога, педагогическая ситуация, педагогическая задача, профессиональное саморазвитие, педагогическое общение, конфликты в педагогической деятельности, педагогическая техника, педагогическое творчество.

Автор курса:  Ульяницкая Татьяна Валерьевна,  доцент кафедры педагогики и методики начального образования, кандидат педагогических  наук, тел.: 89053764590, e-mail: Tatyana.Ulyanickaya@kpfu.ru

Дата начала эксплуатации: 16 февраля 2017 года

Рабочая программа дисциплины "Основы педагогического мастерства"

Краткий конспект курса

Институт психологии и образования, кафедра дошкольного и начального образования

Направление подготовки: 44.03.01 - Педагогическое образование
Учебный план: ИПиО (Педагогика), Педагогическое образование (Начальное образование) на базе СПО бакалавр 2015 г.
Дисциплина: «Теория и методика воспитания» (бакалавриат, 2 курс, заочное обучение)
Количество часов: 32 часа (в т.ч.: лекции - 4 ч., практические занятия - 4 ч., самостоятельная работа - 24 ч.), форма контроля: зачёт с оценкой
Аннотация: Дисциплина «Теория и методика воспитания» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Современная педагогика рассматривает основное на­значение воспитания как создание оптимальных условий для разностороннего и гармоничного развития личнос­ти, для её самоактуализации. Это основополагающие идеи, на которых зиждется любая концепция воспитания. Предмет нашего рассмот­рения -- воспитание в современной школе: в учебной и внеурочной деятельности учителя, в целенаправленной деятельно­сти основных субъектов воспитательного процесса класс­ных руководителей, кураторов, воспитателей, организа­торов и лидеров детских объединений, заместителей ди­ректоров школ по воспитательной работе. Цель изучения дисциплины развитие у студентов профессиональной компетентности, обеспечивающей творческий подход к решению педагогических задач, формирование способности проектирования и практической реализации различных моделей воспитания, раскрытие теории и методики воспитания.
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин: Введение в педагогическую деятельность, педагогика, психология, возрастная анатомия, физиология и гигиена и др.
Предназначен ресурс студентам заочного отделения, которым предстоит осваивать многотрудную теорию и практику воспитания.  А.С. Макаренко писал: «...неопределенность воспита­тельного процесса в школе, распыленность педагогичес­ких сил, боязнь смелого почина снижает эффективность труда даже талантливых учителей».
К.Д. Ушинский отметил: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче ка­жется оно, чем менее человек с ним знаком, теорети­чески или практически...»
Данный ЭОР о воспитании интересен мате­риалами, которые в ней использованы, теоретическое и методическое раскрытие проблем вос­питания в логике вузовского курса педагогики. Процесс воспитания — многофакторный, творческий; ре­шения проблем могут быть вариативны. Ресурс пробудит желание психолого-педагогического самосовершенствова­ния, сможет побудить студента, к освоению более высокого уровня его педагогического ма­стерства. По мудро­му выражению Гёте, «человек должен верить, что непонят­ное можно понять, иначе он не стал бы размышлять». Обучение строится по испытанной схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения знаний. Дисциплина завершается зачётом с оценкой.
Темы: 
1. Теория воспитания
2. Технологии воспитания
Ключевые словавоспитание, развитие, формирование, процесс воспитания, воспитательные технологии, саморазвитие, самовоспитание, педагогическое стимулирование, функции, методология, движущие силы, закономерности, принципы, средства, формы, методы, приёмы
Автор курса: Бичурина Сеимбика Усмановна, доцент, кандидат педагогических наук, Bichurina@yandex.ru
Дата начала эксплуатации: 1 февраля 2017 года

Рабочая программа

Краткий конспект ЭОР

Институт психологии и образования,  кафедра дошкольного и  начального образования

Направление подготовки:  44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профиль «Начальное образование и иностранный (английский) язык» (бакалавриат, 2 курс, 3 семестр, очное обучение) 
Учебный план: «Педагогическое образование» (очное, 2015).

Дисциплина: «Русский язык».

Количество часов: 36 ч. (в том числе: лекции – 8, практические занятия – 20, самостоятельная работа студентов - 8); форма контроля: экзамен.

Аннотация: Учебная дисциплина "Русский язык" относится к базовой части профессионального цикла, входит в модуль "Теоретические основы и методика начального языкового образования" (Б3.В.2.2). Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана с языкознанием (Б 3.В.2.1,  Б3.В.2.3, Б3.В.2.4, Б3.В.2.5, Б3.В.2.6), культурой речи (Б1.Б3), риторикой (Б1ДВ.1), методикой преподавания русского языка (Б3.В.2.9). Входные знания по данной дисциплине должны соответствовать школьному уровню. Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для следующих дисциплин: "Практикум по русской орфографии" (Б3.В.2.6), "Методика обучения русскому языку" (Б3.В.2.9)

Настоящая программа составлена для подготовки студентов, обучающихся по направлениям подготовки "Педагогическое образование" с двумя профилями подготовки "Начальное образование и иностранный (английский) язык".

Цель курса «Русский язык» - изучение  теоретических  основ и практическое освоение морфологических норм современного русского литературного языка.

Основная задача курса  -  сформировать профессиональные умения и навыки, компетенции студентов по русскому языку,  подготовить студентов к преподавательской деятельности в начальной школе.

Изучение  курса строится как система лекционных и практических занятий, контрольно-обобщающих заданий. В лекциях дается теоретическое обоснование курса.

Рефераты, электронные презентации, творческие письменные задания  позволяют студентам синтезировать полученные знания с собственными идеями и проявить личный уровень подготовки по данному курсу. 

Темы: 

1.Морфология как грамматическое учение о слове.

2.Имя существительное как часть речи (категориальное значение, сущность морфологических признаков в сравнении с другими именами, синтаксические признаки).

3. Имя прилагательное как часть речи.

4. Глагол как часть речи: значение, морфологические и синтаксические признаки глагола, формы глагола.

Тематика практических занятий1. Категория падежа существительных, значение и способы выражения. Вопрос о классификации падежей. Значение падежей в русском языке. Система современного склонения имен существительных как результат исторического развития. 2. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Краткие формы прилагательных, их семантика, морфологические признаки и синтаксические функции. Степени сравнения имен прилагательных, их      образование, семантика. 3. Имя числительное как часть речи. Семантика, морфологические и синтаксические признаки. 4. Местоимение как  часть речи (семантика, грамматические признаки, разряды местоимений).5.Спряжение глагола в широком и узком смысле. 6. Вопрос о месте причастия в системе глагола. Семантика, морфологические и синтаксические признаки. 7. Вопрос о месте деепричастия в системе глагола. Признаки деепричастия, образование. 8.Наречие как часть речи. Семантика, разряды по значению. Слова категории состояния как особый лексико-грамматический класс слов. Вопрос о грамматических признаках категории состояния.9. Стилистическая дифференциация предлогов. Союз как служебная часть речи, значение, структура и способы образования. Союзы однозначные и многозначные.10. Частицы как часть речи, семантика, структура и способы образования. Частицы и их функции в речи.

Ключевые слова:  язык,  речь, русский язык, морфология, части речи морфологические признаки, значение, функция.

Автор курса:  Камалова Лера Ахтямовна, доцент кафедры дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук, доцент, тел.:89061120794, email: leraax57@mail.ru

 Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2016 года

Доступность: записанные на курс пользователи

Язык интерфейса: русский

URL: http://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=1755

Рабочая программа курса

Краткий конспект курса

Институт психологии и образования,  кафедра дошкольного и  начального образования

Направление подготовки:  44.03.01 «Педагогическое образование» профиля «Дошкольное образование»  (бакалавриат, 1 курс, 1 семестр, очное обучение) 
Учебный план: «Педагогическое образование» (очное, 2016).

Дисциплина: Детская литература.

Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 24, практические занятия – 30,самостоятельная работа студентов - 54); форма контроля: экзамен.

Аннотация: Учебная дисциплина "Детская литература" относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла в структуре основной образовательной программы бакалавриата. Данный модуль относится к разделу Б1.В.ОД.5- Детская литература. Настоящая программа составлена для подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" профиля «Дошкольное образование».

Курс направлен на овладение основами теории и истории детской литературы, овладение понятием детской субкультуры как культуры детства, на уяснение сложности и многозначности представлений о ребенке и детстве  в произведениях детских писателей.

Цель курса «Детская литература» - изучение и усвоение теоретических  основ данной дисциплины, ее специфики, приобретение навыков литературоведческого анализа и интерпретации текстов произведений отечественной  классической детской литературы,   получение знаний об основных этапах развития и системе жанров детской  литературы; готовность к распространению и популяризации литературоведческих знаний в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста.

Основная задача курса  -  сформировать профессиональные умения и навыки, компетенции студентов по детской литературе,  подготовить студентов к профессиональной  деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Изучение  курса строится как система лекционных и практических занятий, контрольно-обобщающих заданий. В лекциях дается теоретическое обоснование курса.

Рефераты, электронные презентации, творческие письменные задания  позволяют студентам синтезировать полученные знания с собственными идеями и проявить личный уровень подготовки по данному курсу. 

Темы: 

  1. Устное народное творчество.
  2.  Детская литература средних веков.
  3. Детская литература XVII-XVIII  веков.
  4. Детская литература  первой половины XIX века.
  5. Детская литература  второй половины XIX века.
  6. Детская литература  начала XXI века.
  7. Детская литература 20-30-х годов.
  8. Детская литература 40-50-х годов.
  9. Детская литература 60-80-х годов.
  10. Детская историческая литература.
  11.  Природоведческая литература для детей.
  12. Современная детская литература.

Тематика практических занятий

  1. Детский фольклор. Поэзия пестования.
  2.  Русские народные сказки. Былины. Малые жанры фольклора.
  3. Первый детский поэт Савватий. Творчество К.Истомина, С.Полоцкого, Ф.Прокоповича для детей.
  4.  Первый журнал для детей Н.И.Новикова «Детское чтение для сердца и разума».
  5.  Басни И.А.Крылова в детском чтении.
  6. Литературные сказки А.С.Пушкина, П.П.Ершова, А.Погорельского для детей.
  7.  Сказки и рассказы В.И.Даля, С.Т.Аксакова,  К.Д.Ушинского, В.Ф.Одоевского для детей.
  8.  Произведения для детей Л.Н.Толстого, Д.Н.Мамина – Сибиряка.
  9. Сказки В.М.Гаршина для детей.  Рассказы А.П.Чехова о детях и для детей.
  10.  Сказки и стихотворения К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л.Барто, А.Н.Толстого для детей дошкольного возраста.
  11. Творчество М.М.Пришвина, Б.С.Житкова, В.В.Бианки, Е.И.Чарушина, К.Г.Паустовского.
  12.  Творчество Н.П.Кончаловской, В.П.Катаева, Л.Пантелеева, В.А.Осеевой.
  13. Детские писатели 60-80-х годов.  Творчество Н.Носова и В.Драгунского, Э.Н.Успенского.
  14. Современная детская литература. Произведения Тима Собакина, М.Бородицкой, А.Усачева, Н.Матвеевой,  Б.Сергуненкова для детей.  
  1. Природоведческая книга для детей в 60-80-е гг.  XX  в. (Н.Сладков, С.Сахарнов, Г.Снегирев, В.Чаплина).

Ключевые слова:  детская литература, специфика, младший школьник, детский фольклор, сказка, поэзия пестования, былина, повесть, литературная сказка, природоведческая литература, историческая литература,  фантастика.

Автор курса:  Камалова Лера Ахтямовна, доцент кафедры дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук, доцент, тел.:89061120794, email: leraax57@mail.ru

 Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2016 года

Доступность: записанные на курс пользователи

Язык интерфейса: русский

URL: http://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=1753

Рабочая программа курса

Краткий конспект курса

Институт психологии и образования, кафедра дошкольного и начального образования

Направление: 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование (Психология и педагогика дошкольного образования), бакалавр

Учебный план: 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование (Психология и педагогика дошкольного образования), заочное бакалавр 2016 г.

Дисциплина: «Психолого-педагогическая диагностика» (бакалавры, 2 курс)

Количество часов: 72 ч. (в том числе: лекции – 4, практические занятия – 4, самостоятельная работа – 60), форма контроля: зачет .

Аннотация: Данный курс направлен на формирование профессиональной компетентности бакалавров в системе дошкольного образовании. В процессе изучения курса студенты приобретают знания и умения необходимые для педагогического проектирования и практики

Темы:

1.  Теоретические основы психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста

2.  Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста

3.  Диагностические методики изучения психического развития дошкольника

Ключевые слова: дошкольное образование, диагностика, возрастная психология, методы диагностики.

Автор курса:

Масалимова Альфия Рафисовна, доцент кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования

тел.: (843) 2-92-56-51, email: alfkazan@mail.ru

Каюмова Лейсан Рафисовна, ассистент кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования

тел.: (843) 2-92-56-51, email: kaioum@mail.ru

Дата начала эксплуатации: 9 марта 2017 г.

Доступность: записанные на курс пользователи

Язык интерфейса: русский

Программа дисциплины

Краткий конспект курса