Институт  психологии и образования, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики

Направление: 44.03.03 «Специальное дефектологическое образование (бакалаврская программа «Логопедия»).

Учебный план: «Логопедия», (очное, 2016)

Дисциплина: «Технология обследования речи» (бакалавриат, 1 курс, очное обучение)

Количество часов: 108 (в том числе: лекции - 20, семинарские занятия  - 34, самостоятельная работа - 18, контрольная работа - 36), форма контроля: экзамен

Аннотация: Основное внимание в курсе уделяется изучению основных методик, необходимых для проведения логопедического обследования детей и взрослых с нарушениями речи, организации логопедического обследования, знакомству с особенностями речевого развития детей разного возраста как в норме, так и при патологии. 

Темы:

  1. Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями в развитии.
  2. Исторический аспект диагностики
  3. Этапы логопедического обследования.
  4. Онтогенез речевой функции
  5. Обследование строения и функций артикуляционного аппарата
  6. Обследование звукопроизношения.
  7. Обследование фонематического слуха и восприятия.
  8. Обследование слоговой структуры слова
  9. Обследование понимания речи.
  10. Обследование лексического запаса.
  11. Обследование грамматического строя речи.
  12. Обследование связной речи.

Ключевые слова: логопедическое обследование, дети с нарушениями речи, лица с речевыми нарушениями, звукопроизношение, фонематический слух и восприятие, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь, речевая карта, слоговая структура.

Автор курса: Кириллова Екатерина Александровна, б/с, ассистент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики КФУ, тел.:89050269045, e mail: EkaAKirillova@kpfu.ru

Дата начала эксплуатации: 12 января 2017 г.

Доступность: записанные на курс пользователи

Язык интерфейса: русский

URL:

Институт психологии и образования, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики

Направление: 44.03.03 «Специальное дефектологическое образование (бакалаврская программа «Логопедия»)
Учебный план: «Логопедия», (очное, 2015)
Дисциплина: «Алалия» (бакалавриат, 3 курс, очное обучение)
Количество часов: 4 зачетные единицы, 144 часа (в том числе: лекции -20, практические -34, самостоятельная работа - 36), форма контроля: экзамен
Аннотация: Данная учебная дисциплина включена в раздел " Б1.В.ОД.2.8 Дисциплины (модули)" основной образовательной программы 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование и относится к обязательным дисциплинам. Осваивается на 3 курсе, 6 семестр. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль "Логопедия" и строится проблемно-методически на основе междисциплинарных и внутридисциплинарных связей. В рамках данной дисциплины изучаются вопросы современного состояния изученности психофизиологического, психолингвистического, нейропсихологического подходов к алалии как системному нарушению речи, анализируются причины и механизмы возникновения данного речевого нарушения, рассматривается системный подход к содержанию коррекционно-развивающей работе по преодолению алалии у детей с ОВЗ. Программа данного курса направлена на формирование у студентов готовности к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с алалией, к психолого-педагогическому сопровождению семей, имеющих детей с алалией; способности к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности; к проведению психолого- педагогического обследования лиц с алалией, анализу результатов комплексного медико- психолого-педагогического обследования детей с алалией на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушенного развития; к проведению мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы; к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности; к использованию методов психолого-педагогического исследования, основ математической обработки информации; формулированию выводов, представлению результатов исследований.
Темы:

Тема 1. Алалия как системное нарушение речи. Причины и механизм алалии.
Тема 2. Классификации алалии.
Тема 3. Моторная (экспрессивная) алалия: речевая и неречевая симптоматика. Сенсорная (импрессивная) алалия: речевая и неречевая симптоматика.
Тема 4. Система коррекционного воздействия при моторной и сенсорной алалии.

Ключевые слова: алалия, моторная (экспрессивная) алалия, сенсорная (импрессивная) алалия, логопедия, нарушение речи, общее недоразвитие речи

Автор курса: Нигматуллина Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики КФУ, тел.:89196415246, email: Irina.Nigmatullina@kpfu.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2016 г.

Рабочая программа

Краткий конспект курса

Институт психологии и образования, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики

Направление: 44.03.03 «Специальной (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия»

Учебный план: «Логопедия» (очное, 2014)

Дисциплина: «Воспитание и обучение лиц с нарушениями интеллекта» (академический бакалавр, 3 курс, очное обучение)

Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 18ч, практические занятия – 18ч, самостоятельная работа – 72ч.), форма контроля: зачет.

Аннотация: Дисциплина «Воспитание и обучение лиц с нарушением интеллекта» раскрывает научно-теоретические основы построения процесса обучения и воспитания учащихся с нарушением интеллектуального развития. С учетом знаний студентов, полученных в курсе «Специальная психология», в программе уделено внимание вопросам дифференциации умственной отсталости, организации процесса усвоения знаний учащимися с учетом их индивидуальных и типологических особенностей.

Темы:

  1. Общие основы олигофренопедагогики
  2. Становление дефектологической науки.
  3. Умственно отсталые дети как объект изучения олигофренопедагогики. Классификации умственной отсталости.
  4. Система помощи детям с нарушениями интеллекта в России и за рубежом.
  5. Содержание образования в образовательной школе для лиц с ОВЗ (с нарушениями интеллекта).
  6. Принципы и методы обучения в образовательной школе для лиц с ОВЗ (с нарушениями интеллекта).
  7. Формы организации учебного процесса в образовательной школе  для лиц с ОВЗ (с нарушениями интеллекта).
  8. Трудовое обучение детей с нарушениями интеллектуального развития.
  9. Сущность, цели, задачи и принципы воспитания учащихся в образовательной школе для детей с ОВЗ (с нарушениями интеллекта).

Ключевые слова: олигофренопедагогика, воспитание, методы воспитания, обучение, методы обучения, развитие, нарушение интеллекта, умственная отсталость, специальное образование, коррекционная направленность, реабилитация, интеграция, адаптация.

Автор курса: Твардовская Алла Александровна, старший преподаватель кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики, кандидат психологических наук, тел.:9179001817, e-mail:                 Alla.Tvardovskaya@kpfu.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2016 года

Доступность: записанные на курс пользователи

Язык интерфейса: русский

Рабочая программа

Краткий конспект курса

Институт психологии и образования, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики

Направление: 44.03.03. «Специальное дефектологическое образование (бакалаврская программа «Логопедия»)

Учебный план: «Логопедия»  (очное, 2014)

Дисциплина: «Возрастная психология» (бакалавриат, 2 курс, очное обучение)

Количество часов: 72 (в том числе: лекции - 14, семинарские занятия - 22, самостоятельная работа - 36), форма контроля: экзмен

Аннотация: Основное внимание в курсе уделяется изучению основных подходов к пониманию и объяснению закономерностей психического развития человека, сложившихся в зарубежной и отечественной психологии; раскрываются условия, механизмы и основные результаты психического развития человека в онтогенезе. Представлены основные теории психического развития человека, и закономерности психического развития от младенчества до старости.

Темы:
1. Введение в основные проблемы возрастной психологии. Методологические, методические и понятийные основы возрастной психологии;
2. Основные концепции психического развития человека в зарубежной психологии;
3. Основные закономерности психического развития человека в отечественной психологии;
4. Онтогенетическое психическое развитие человека.

Ключевые словатеории психического развития, возраст, периодизация, социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, психологические новообразования, кризис, онтогенетическое развитие человека.

Автор курса: Артемьева Татьяна Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики КФУ, тел.:89274198203, e mail: tatyana.artemeva@kpfu.ru

Дата начала эксплуатации: 26 октября 2015 г.

Доступность: записанные на курс пользователи

Язык интерфейса: русский

Рабочая программа

Краткий конспект лекций


 

Институт педагогики и психологии, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики

Направление подготовки: 050700.62 «Специальное дефектологическое образование (профиль «Логопедия») (бакалавриат, 1 курс, очное обучение)
Дисциплина: «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Количество часов: 124 ч. (в том числе: лекции - 24, практические занятия – 48, самостоятельная работа – 72); форма контроля – экзамен (2 семестр)

Темы: 1. Введение в психолого – педагогическую диагностику. 2. Методы изучения детей с нарушениями развития. 3. Дифференциальная диагностика. 4. Психолого – педагогическая диагностика детей с отклонением в развитии на разных возрастных этапах. 5. Психолого – педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата, ранним детским аутизмом, сложными нарушениями развития.

Ключевые слова: дифференциальная диагностика, методы психолого- педагогической диагностики, дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, ранний детский аутизм, сложные нарушения развития)
Автор:Артемьева Татьяна Васильевна, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики КФУ, кандидат психологических наук, e-mail: tatyana.artemeva@kpfu.ru
Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2013 года

Краткий конспект лекций

Рабочая программа курса

Институт психологии и образования, кафедра дефектологии и клинической психологии
Направление: 44.03.03 «Специальной (дефектологическое) образование»

Учебный план: «Логопедия» (очное, 2015)

Дисциплина: «Психопатология» (бакалавриат, 4 курс, очное обучение)

Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 36, практические занятия – 36, самостоятельная работа – 36), форма контроля: экзамен.

Аннотация: Основное внимание в курсе уделяется теории, методологии и практике психопатологии как медицинской области знания, занимающейся изучением этиологии, патогенеза, клинических проявлений, диагностики и лечения психических болезней. Приводятся этапы развития психопатологии в медицинском, психологическом и социальном аспектах; раскрыто содержание общей и частной психопатологии; рассмотрены основные медицинские и психологические модели анализа психических расстройств, основные группы психических заболеваний и современные методы их лечения.

Темы:

  1. Введение в психопатологию детского возраста.
  2. Критерии психического здоровья. Международная классификация психических расстройств 10 пересмотра.
  3. Расстройства ощущений и восприятия.
  4. Нарушения воли и внимания. Расстройства влечений.
  5. Аффективные расстройства.
  6. Расстройства мышления.
  7. Расстройства памяти и интеллекта.
  8. Профилактика психических заболеваний у детей и подростков. Гигиенические мероприятия на всех этапах развития.

Ключевые слова: Психопатология, психическое здоровье, психическое расстройство, восприятие, мышление, сознание, эмоции, память, личность, невроз, психоз, терапия

Автор курса: Ахметзянова Анна Ивановна, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики, кандидат психологических наук, заместитель директора по научной деятельности ИПО, тел. 843 292-34-20, e- mail   Anna.Ahmetzyanova@ksu.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2018 года

Доступность: записанные на курс пользователи

Язык интерфейса: русский

URL: http://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=1035