Институт психологии и образования КФУ, кафедра общей психологии

Направление: 37.03.01 «Психология» (бакалавриат)

Учебный план: «Психология» (очное, 2015),Б1.В.ДВ.4

Дисциплина: «Когнитивная психология» (бакалавриат, 3 курс, 6 семестр, очное обучение)

Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 26, практические занятия – 28, самостоятельная работа – 54)

Форма контроля: зачёт

Аннотация: Основное внимание в курсе уделяется ознакомлению студентов с основными направлениями исследований в зарубежной и отечественной когнитивной психологии. Представлены теоретические подходы передовых научных школ в области когнитивной психологии, а также результаты практических исследований и разработок ведущих учёных со всего мира. Рассмотрены ключевые методы и методики исследования основных научных конструктов, используемых в когнитивной психологии.    

Темы дисциплины: 

1. Истоки когнитивной психологии.

2. Когнитивная психология и сознание.

3. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов.

4. Память и ментальная репрезентация.

5. Мышление и интеллект. Искусственный интеллект.

6. Когнитивные стили в структуре индивидуальности.

7. Оценочные суждения.

8. Когнитивное развитие. Познание ментального мира.

9. Рефлексия и метакогнитивные процессы.

Ключевые слова: компьютерная метафора, познание, ментальная репрезентация, мышление, память, речь, интеллект, научные подходы, закономерности, методы, когнитивный стиль, рефлексия, метакогнитивные процессы, оценочные суждения, когнитивное развитие, контроль поведения, информационный подход, психосемантика, творческое мышление, когнитивный диссонанс.   

Автор курса: Чернов Альберт Валентинович, старший преподаватель кафедры общей психологии Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук;  тел:  (843) 221-34-90 (раб.); е-mail:    Albert.Chernov@kpfu.ru

Дата начала эксплуатации: 7 февраля 2018 г.

Рабочая программа по курсу Когнитивная психология

Краткий конспект курса Когнитивная психология

Институт Психологии и образования, кафедра общей психологии.

Направление: 37.03.01 «Психология» (бакалавриат «Психология»)

Учебный план: «Психология» (заочное, 2014)

Дисциплина: «Психология метапознания» (бакалавриат, 3 курс, заочное обучение)

Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 6, практические занятия – 6, самостоятельная работа – 92, контроль - 4), форма контроля: зачет.

Аннотация: Основной целью ЭОР является введение в проблему метакогнитивных процессов, регулирующих познавательную деятельность индивида; знакомство с традиционными фактами психологии метапознания, с современными концепциями метапознания, а также методиками диагностики метакогнитивных способностей

Темы: 

1. Введение в метапознание.

2. Исторические предпосылки возникновения психологии метапознания.

3. Основные концепции метапознания.

Ключевые слова: метапознание, рефлексия, когнитивные процессы, метакогниции, метамышление.

Авторы ЭОР:  Юсупов Марк Геннадьевич, к.пс.н., доцент кафедры общей психологии; Чернов Альберт Валентинович, к.пс.н., ст. преподаватель кафедры Общей психологии Института психологии и образования  тел.: (843) 221-34-90, email: Albert.Chernov@kpfu.ru.

Дата начала эксплуатации: 20 апреля 2017 г.

Рабочая программа курса

Краткий конспект курса

Институт психологии и образования КФУ, кафедра общей психологии

Направление подготовки:37.03.01 Психология

Учебный план: Психология (очное, 2015)

Дисциплина: Психология стресса (бакалавриат, 3 курс, ( очное)

Количество часов: 90,в том числе: лекции – 36, практические и семинарские занятия – 18, самостоятельная работа студента – 36.Форма контроля - экзамен – 5-ой семестр

Аннотация: Психология стресса знакомит слушателей с основными понятиями и проблемами, связанными с изучением состояния стресса. Рассматриваются различные отечественные и зарубежные подходы к содержанию понятия стресс, дается представление о его механизмах. Обсуждаются вопросы, касающиеся психологических аспектов проблемы стресса. Основной акцент делается на ознакомлении с индивидуальными особенностями реагирования на стресс, его последствиями, методами диагностики и преодоления.

Темы:

Тема 1. Проблема стресса в психологии. Классическая концепция стресса Г. Селье.

Тема 2. Современные научно-теоретические подходы к пониманию проблемы стресса.

Тема 3. Биологические и психологические проявления стресса. Психологический стресс и его особенности.

Тема 4. Организационный стресс. Виды, особенности и причины возникновения организационных стрессов. Стресс-синдромы и последствия организационного стресса

Тема 5. Профессиональные деструкции. Синдром эмоционального выгорания. Модели изучения проф. выгорания и методы его измерения

Тема 6. Понятие психологической травмы. Психотравма  и травматический стресс. Способы преодоления последствий психотравмы.

Тема 7.Вторичная травматизация и контрперенос в психотерапии травмы. Последствия перенесенного стресса у лиц, потерявших близких.

Тема 8.  Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

Тема 9. Аутодиагностика стресса и саморегуляция. Стратегии поведения при стрессе и копинг-стратегии.

 

Ключевые слова: психическое состояние, стресс, стрессор, физиологический стресс, психологический стресс, кризисные и экстремальные ситуации, пограничные состояния, адаптация, копинг-механизмы (стратегии совладания/преодоления стресса), личностные и профессиональные деформации, регуляция состояний, стресс-менеджмент (профилактика и коррекция стресса), психическая травма, посттравматическое стрессовое расстройство.

Автор курса: Валиуллина Марина Евгеньевна, доцент кафедры Общей психологии Института Психологии и Образования, e-mail: marinaval_63@mail.ru

Дата начала эксплуатации:1 сентября 2017 года

Рабочая программа дисциплины

Краткий конспект курса

Институт психологии  и образования КФУ, кафедра общей психологии

Направление  подготовки: 37.03.01  Психология

Учебный план: Психология  (очное, 2016)

Дисциплина: Общая психология (бакалавриат, 1 курс, очное)

Количество часов: 306, в том числе: лекции – 142,  практические и семинарские  занятия – 110, самостоятельная работа студента – 54 (обеспечено ЭК - 72, в том числе: лекции – 36,  практические и семинарские  занятия – 28, самостоятельная работа студента – 8). Форма контроля - экзамен  –  2-ой семестр

Аннотация: общая психология представляет собой фундаментальный общепрофессиональный курс, направленный на овладение студентами основными теоретическими понятиями, знаниями психологических закономерностей и механизмов когнитивных процессов. В курсе рассматриваются отдельные когнитивные процессы, а также основные отечественные и зарубежные теории когнитивных процессов

Темы:

1. Общая характеристика психических процессов. 
2. Ощущение.
3. Восприятие. 
4. Внимание.
5. Память.
6. Представление.
7. Мышление.
8. Речь
9. Воображение.
10. Интеллект

Ключевые слова: психология, когнитивные процессы, познание, ощущение, мышление, интеллект, внимание, память, восприятие.

Авторs курса: Мельников Андрей Владимирович, ассистент кафедры Общей психологии Института психологии и образования,  e-mail: melnandr@gmail.com

Прохоров Александр Октябринович – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии  Института психологии и образования КФУ, e-mail: alprokhor1011@gmail.com

Дата начала эксплуатации: 1 февраля 2017 года

Рабочая программа дисциплины

Краткий конспект курса

Институт педагогики и психологии КФУ, кафедра общей психологии

Направление подготовки : 
37.03.01  Психология (бакалавриат, 1 курс, 2 семестр; очное обучение)
37.05.01 Клиническая психология (специалитет, 1 курс, 2 семестр; очное обучение)
37.04.01 Психология (магистратура, 1 курс, 2 семестр; очное обучение)
Дисциплина : «Психология развития и возрастная психология. Раздел 1: основные теоретические проблемы и подходы в психологии развития и возрастной психологии»
Количество часов : 72 ч. (в том числе: лекции – 34, практические и семинарские занятия - 18, самостоятельная работа  - 18); форма контроля - экзамен ( 2 семестр )
Аннотация: Дисциплина «Психология развития и возрастная психология» представляет собой один из основных курсов в программе психологического образования и является частью единого блока знаний, раскрывающих фундаментальные проблемы психологии, наряду с такими дисциплинами как «Общая психология», «Методологические основы психологии», «Социальная психология» и др.  Целью данной дисциплины является  формирование научных представлений о процессе психического развития, его движущих силах и закономерностях, структуре периодизации развития и особенностях психики человека в различные возрастные периоды жизни. Дисциплина включает два основных раздела: раздел «Основные теоретические проблемы и подходы в психологии развития и возрастной психологии» и раздел «Психическое развитие человека в различные возрастные периоды». В первом разделе рассматриваются основные теоретические вопросы психологии развития, происходит подробное знакомство с ведущими концепциями. Основной акцент делается на борьбу идей, причины появления ведущих теорий и введения в психологию развития новых понятий, актуальных для современного состояния науки. Знание данной дисциплины является необходимым условием для усвоения курса "Актуальные проблемы психологии развития" в магистратуре.
Материал курса можно изучать самостоятельно, выполняя предлагаемые задания, подготавливая письменные ответы, устные доклады на семинарах и проводя самоконтроль усвоения материала с помощью контрольных вопросов.
Темы: 1. Развитие как философская категория. Категория развития в психологии. 2. Понятие "возраст". Возраст как социокультурный феномен. 3. Психология развития и возрастная психология как наука. 4. Методы возрастной психологии. 5. Основные теоретические платформы в вопросе  детерминации психического развития. Ранние концепции психического развития. 6. Психоаналитический подход к развитию психики 7. Социогенетический подход к развитию психики в эпигенетической концепции Э. Эриксона. 8. Когнитивный подход к развитию психики в генетической школе Ж. Пиаже. 9. Современные концепции развития в зарубежной психологии (теории социального научения, социально-историческая концепция А. Валлона, ортогенетическая концепция психического развития Х. Вернера). 10. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. 11. Деятельностный подход к психическому развитию А.Н. Леонтьева. 12. Периодизация психического развития на основе выделения ведущего типа деятельности (Д.Б.Эльконин). 13. Теория поэтапного формирования  умственных действий (П.Я. Гальперин) и формирующий эксперимент в психологии развития. 14. Периодизация и детерминанты развития личности в концепции А.В. Петровского.15. Интегральная периодизация общего психического развития (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман)
Ключевые слова: психика, развитие, возраст, движущие силы развития, детерминанты развития психики, Эго-идентичность, групповая идентичность, структура, интеллект, обратимость, эгоцентризм, операция, кризис, противоречие, психологическое новообразование, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, деятельность, действие, операция, цель, мотив, сознание, личность, опосредование, знак, интериоризация, экстериоризация, высшая психическая функция, натуральная психическая функция, потребность в персонализации, адаптация, индивидуализация, интеграция, со-бытие, самобытность.
Автор курса: Салихова Наиля Рустамовна, профессор кафедры общей психологии, доктор. психол. наук, email: Nailya.Salihova@kpfu.ru
Дата начала эксплуатации : 7 февраля 2014 года