Лекция 1. Государственно- общественная система управления дошкольным образованием. Органы управления образованием.
Вопросы:
1. Условия создания системы государственно-общественного управления.
2. Задачи создания системы ГОУ ДОУ.
3. Принципы государственно-общественного управления дошкольным образованием на уровне ДОУ. 4. Эффекты системы ГОУ ДОУ.
5. Риски системы ГОУ ДОУ.
Государственные органы управления образование в РФ: федеральные (центральные) государственные органы управления образованием; федеральные ведомственные органы управления образованием; государственные органы управления образованием субъектов РФ. Местные (муниципальные) органы управления образованием. Компетенция органов управления образованием. Основные признаки государственного управления образованием. Основные признаки общественного управления образованием.
Условия создания системы государственно-общественного управления (ГОУ) ДОУ. Становление и развитие модели государственно-общественного управления образовательным учреждением возможно, в первую очередь, там, где есть совокупность внешних и внутренних условий.
Внешние условия:
- - автономность образовательного учреждения;
- - экономическая самостоятельность, готовность к самостоятельному определению стратегии развития, переход в системе образования к договорным отношениям;
- - создание четких правовых норм и организационных условий;
- - вариативность.
Внутренние условия:
- - региональные и местные органы власти поддерживают новые формы управления в системе образования;
- - руководитель ДОУ понимает перспективность этих форм;
- - у ДОУ есть опыт эффективного сотрудничества с родителями и социальными партнёрами по разным направлениям деятельности;
- - в достаточной степени развита активность, организованность граждан.Их заинтересованность в делах образовательного учреждения.
При наличии выше перечисленных условий появляется возможность и в процессе модернизации необходимость создания единого образовательного пространства, включающего в себя, помимо государства, сообщества педагогов, родителей, социальных партнеров и всех заинтересованных лиц социума.
Цель создания системы ГОУ ДОУ. Создать условия для:
- - вовлечения общественности в формирование и реализацию образовательной деятельности ДОУ;
- - повышения эффективности в области дошкольного образования; удовлетворению образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса;
- - реализации прав работников образовательного учреждения, детей и их родителей (законных представителей) воспитанников на участие в управлении ДОУ образованием первой ступени.
Задачи создания системы ГОУ ДОУ. Государственно-общественное управление дает возможность решить важнейшие задачи, которые стоят перед системой дошкольного образования – качество, доступность и эффективность:
- - сформировать и организовать деятельность органа государственно-общественного управления образованием на уровне образовательного учреждения;
- - развить социальное партнерство в системе образования, как путь решения актуальных проблем развития и модернизации дошкольного образования через внедрение механизма общественного управления;
- - создать систему общественного контроля над качеством дошкольного образования и полнотой выполнения социального заказа;
- - организовать совместную деятельность родительской общественности, органа самоуправления в решении актуальных вопросов развития дошкольного учреждения на перспективу.
Принципы государственно-общественного управления дошкольным образованием на уровне ДОУ:
- - реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса;
- - приоритетность для системы управления дошкольным образованием качества образования и качества жизни воспитанников в ДОУ;
- - добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении в ДОУ;
- - открытость и доступность информации о государственно-общественном управлении образования ДОУ;
- - независимость и паритетность органов общественного управления;
- - законность, предполагающая неукоснительное соблюдение законодательства;
- - согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между администрацией ДОУ и общественным органом управления на каждом его уровне и этапе функционирования и развития.
Эффекты системы ГОУ ДОУ. Системными эффектами расширения общественного участия в формировании образовательной политики ДОУ и управления образовательным учреждением являются:
- - привлечение в образовательное учреждение дополнительных ресурсов;
- - обеспечение материально-технического развития образовательного учреждения;
- - удовлетворение актуальных образовательных запросов семьи и общества;
- - разрешение возникающих конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса;
- - рост интереса и активности родителей, представителей общества к участию в управлении ДОУ, помощи образовательному учреждению;
- - принятие (повышение) ответственности общественности в отношении ДОУ;
- - рост доверия общества к ДОУ, результатам его деятельности, улучшение имиджа ДОУ;
- - расширение социального партнерства; - развитие культуры управления (менеджмента) в образовательном учреждении;
- - рост качества образования как следствие влияния привлечения общественности к оценке и стимулированию качества образования;
- - разрешение возникающих конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса и обеспечение защиты образовательного учреждения;
- - повышение открытости системы образовательного учреждения для преодоления корпоративно-профессиональной замкнутости системы в определении содержания образования, стандартов деятельности системы образования и оценке её результативности;
- - повышение интереса и активности родителей, представителей общества к участию в управлении ДОУ;
- - реализация права субъектов образовательного процесса (педагогических работников, родителей) в управлении образовательным учреждением.
Риски системы ГОУ ДОУ. При создании государственно-общественного управления в ДОУ существует рядом ограничений и рисков, многие из которых обусловлены сложившимися стереотипами сознания работников образования и социума: Организационно-управленческая сфера:
- - сложность процедур создания государственно-общественного управления образовательным учреждением;
- - недостаток информации;
- - непонимание реальных полномочий;
- - есть опасность принятия решений, имеющих отрицательный эффект для учреждений – опять же ввиду непрофессионализма общественных управляющих;
- - превращение органа государственно-общественного управления в формальный орган без видимых эффектов;
- - формальный подход региональных органов управления образованием к развитию гражданских институтов;
- - превращения органа государственно-общественного управления в формальный орган без видимых эффектов;
- - неготовность руководителей ОУ к координации своих действий с представителями гражданских институтов;
- - стремление к построению вертикально-иерархических отношений с лицами и организациями.