Методические указани по изучению темы "Управление массовым социальным поведением"

УПРАВЛЕНИЕ МАССОВЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

  Массовое поведение и проблема социального управления

а) Сущность массового социального поведения

     Массовое социальное поведение – это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную стабильность общества. К субъектам массового социального поведения обычно относят: массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения (семью, микрогруппы, круги межличностного общения).

          Термин “массы” употребляется тогда, когда мы имеем дело с людьми, которых в силу их количества, либо равнодушия, либо сочетания обоих этих факторов нельзя объединить ни в какую организацию, основанную на общем интересе: политические партии, профессиональные и иные организации. Массы, в таком понимании, существуют в каждой стране. Они состоят из тех огромных количеств нейтральных, политически равнодушных людей, которые никогда не присоединятся ни к одной партии, ни к одному социальному движению, а также в большинстве своем не ходят к избирательным урнам.

В социологии чаще всего употребляется термин “народные массы”.

       Народные массы – это социологическая категория, означающая наличие в обществе трудящегося большинства населения как решающей силы социального прогресса.

      Толпа – это контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма (т.е. приспособленчества, пассивного приятия господствующих мнений) составляющих ее индивидов, действующая крайне эмоционально и единодушно. Это понятие количественное и видимое. Если масса инертна по своей сути, толпа всегда активна.

Толпа и масса

На изучение особенностей толпы также обращает внимание американский социолог Г.Блумер. Он отмечает, что поведение человека в толпе существенно отличается от его поведения в других формах массовых явлений. Г.Блумер впервые на научном уровне разделил понятия «толпа» и «масса», которые ранее принимались как синонимы.

По его мнению, между толпой и массой существуют такие различия.

• Между членами массы практически отсутствуют взаимодействие и обмен чувствами. Люди физически отделены друг от друга, не находятся в такой пространственной близости как в толпе.

• Масса не способна к одновременной согласованной единой действия, которая у толпы.

• Члены массы могут иметь разный социальный статус, разные профессии.

• Масса состоит из анонимных индивидов.

• Масса не имеет черт сообщества или общины. Она просто состоит из индивидов, которые характеризуются однообразием поведения.

Интересный феномен характеризует массу. Между людьми нет никакого контакта, они не знают друг друга, а действуют однообразно. Г.Блумер считает, что форма массового поведения выстраивается с индивидуальных линий деятельности, а не с согласованного поведения. Эти индивидуальные действия осуществляются посредством выборов — выбор книг, вещей, партии, моды, профессии, религии. Если линии выбора сходятся в одной точке, то возникает феномен массы.

Когда массовая поведение приобретает организованную форму, то ее природа меняется. Она перестает быть феноменом массы, а становится другой формой коллективного поведения.

Толпа, в отличие от массы, — это конкретная социальная группа. Люди в толпе, вступая в тесный контакт друг с другом, вынуждены особым образом взаимодействовать. Общение в толпе характеризуется большей выраженностью невербальных способов коммуникации, чем вербальных. В толпе кардинально меняется психика человека, психические процессы происходят специфично. Когнитивные процессы, которые направлены на познание и категоризацию окружающего мира, значительно ослабевают. Взаимодействие между людьми становится односторонней, правила и нормы теряют свою регулирующую функцию.Психика человека в толпе высвобождается у не окультуренной виде.

      Под термином “публика” понимается большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания. Им может быть событие, личность, научное открытие, предмет искусства и т.д.

       б) Социальные движения

       Социальное движение это массовые действия представителей какой-либо одной большой социальной группы или нескольких, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, удовлетворение потребностей. Иначе говоря, это организованные усилия больших групп людей, способствующие или препятствующие социальным переменам.

      Социальные движения могут быть систематизированы в соответствии с характером перемен, к которым они стремятся. В тех случаях, когда соответствующие действия выражаются в требованиях, обращенных к государству, они приобретают характер политического движения. Но нередко массовые действия социальных групп по обеспечению своих интересов не приобретают политического характера.

       Кроме того, выделят утопические социальные движения, движения реформ, регрессивные движения и революционные движения. Утопическими называются движения по созданию идеальных, совершенных систем. Движения реформ имеют целью изменение отдельных сторон общественной жизни и социальной структуры общества без полной его трансформации. Регрессивные движения (движения сопротивления) представляют собой организованные усилия больших групп людей, направленные на блокирование возможных и искоренение уже произошедших изменений. Революционные движения стремятся разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок.

     Все социальные движения возникают в связи с чувством недовольства заведенным порядком вещей. Недовольство появляется в результате несоответствия между объективными условиями и тем, какими они должны быть. Кроме этого необходимо осознание несправедливости существующего положения дел. Должна быть уверенность в том, что власти не принимают никаких мер и не имеют представления о том, что нужно предпринять. Мостом между недовольством и действием служит идеология. Наконец, нужна организация и лидер, вокруг которого сплачиваются сторонники. Социальные движения объединяют недовольных и поэтому лишь те социальные движения достигают успеха, которые наиболее последовательно находятся в оппозиции к существующей власти.

в) Способы управления социальными движениями

Первый оригинальный план управления социальными движениями разработал и применил в начале ХХ века начальник московского охранного отделения полковник С.В. Зубатов. Для того, чтобы привлечь на сторону самодержавия рабочие массы, он начал создавать среди них политические организации под контролем полиции. Главной задачей этих организаций провозглашалась экономическая борьба.

В перестроечные годы опыт находчивого полковника был востребован. Например, подобным образом была создана “Либерально-демократическая партия”, а также другие политические организации и массовые движения.

Правительство может само создавать социальные движения и использовать их в своих интересах. Вместе с тем, власть может и уничтожить неугодные движения. Для этого обычно применятся два способа. Первый способ состоит в применении репрессий в отношении лидеров и участников движений, под прессом которых движение перестает существовать. Второй способ, наиболее действенный, заключается в официальном признании социального движения. Как только власть признает социальное движение и начинает сотрудничать с ним, это движение теряет размах и практически перестает существовать. Причина в том, что социальные движения объединяют недовольных, которым, в сущности, все равно за кем идти. Участники социальных движений, как правило, слабо разбираются в политических программах и лозунгах, а главным мотивом их поведения является недовольство. Признание властей лишает их возможности выразить недовольство в рядах данного движения.

г) Современные теории коллективного поведения

     Первые теоретические разработки проблем коллективного поведения относятся к концу ХIХ века Их автор французский врач и социальный психолог Г.Лебон.            В своем классическом труде “Психология толпы” (1895 г.) он доказал, что поведение человека определяется врожденными (унаследованными от предков) и приобретенными (полученными в результате личного опыта) факторами. Попадая в толпу, человек регрессирует, т.е. возвращается к более ранней стадии развития/

        Г.Лебон сформулировал закон психического единства толпы. Его суть состоит в том, что в толпе происходит сведение людей к одному уровню, вследствие чего создается однородная масса. Среди главных отличительных признаков этой массы (толпы) им были выделены: 1) легковерность и некритичность, податливость влиянию; 2) властность, консервативность, нетерпимость; 3) неспособность к наблюдению; 4) высокий эмоциональный накал и другие.

      Эти признаки, по мнению Г.Лебона, образуются вследствие действия трех оcновных механизмов: анонимности, заражения, внушаемости.

     Он считал, что основным механизмом взаимодействия человека и толпы является подражание, т.е. сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

 

     Коллективное поведение – это массовые, спонтанные, непредсказуемые реакции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно. Субъектом коллективного поведения является толпа. Признаки коллективного поведения:

1. Во-первых, оно необычно, т.е. не соответствует определенным стандартам.

2. Во-вторых, это один из экстремальных типов поведения.

3.В-третьих, коллективному поведению сопутствует чувство надвигающейся опасности: люди чувствуют, что что-то должно случиться.

4. В-четвертых, оно происходит в определенном социальном контексте: высокий уровень безработицы, низкая квалификация населения, тяжелое социально-экономическое положение и т.д.

Выделяются три вида эмоций, присущих коллективному поведению: эмоции – страх, враждебность, радость

д) Проблемы управления коллективным поведением

     Управление коллективным поведением предполагает воздействие на его субъекты. Так, для того, чтобы предотвратить образование толпы или рассеять уже собравшуюся, необходимо переориентировать внимание ее участников. Сосредоточение внимание на одном объекте есть атрибут единства толпы. Поэтому следует перенести внимание людей, образующих толпу, на несколько иных объектов. Как только внимание оказывается разделенным между несколькими объектами, толпа разделяется на автономные группы. Вследствие этого, только что единая, готовая к действию толпа распадается.

Последнее изменение: Среда, 16 мая 2018, 15:59