19. Развитие тектонических деформаций во времениРазвитие тектонических деформаций это очень сложный вопрос, но с течением времени и накоплением данных, мнения специалистов постепенно разделились на две концепции [1]:1. "Катастрофисты" - тектонические деформации проявляются в виде кратковременных, но интенсивных импульсов (фаз складчатости или орогенных фаз). 2. "Эволюционисты' - тектонические деформации происходят непрерывно, с постепенным нарастанием и спадом. Последние исследования показали, что вышеперечисленные процессы развития тектонических деформаций идут одновременно. Рост складок происходит длительно (в масштабе планеты непрерывно), но крайне неравномерно. Интервал времени усиления процесса соответствует в большинстве случаев фазам складчатости. Следовательно, процесс тектонических деформаций, это процесс непрерывно-прерывистый, в котором следует различать отдельные интервалы эндогенной активности и разделяющие их периоды её относительного затухания. Продолжительность фаз деформаций оценивается в 3-5 млн.лет, несколько фаз объединяются в эпохи деформаций с продолжительностью 30-40 млн.лет, которые разделены относительно спокойными промежутками времени продолжительностью 30-40 млн.лет. Эпохи деформаций группируются в эры, которые отвечают тектоническим циклам. Результатом фаз и эпох тектонических деформаций является появление несогласий в разрезах. А миграция фаз деформаций вкрест и по простиранию происходит с некоторым перекрытием, что приводит к появлению в разрезе повторных несогласий. Эпохи деформаций протекали не повсеместно и единовременно, поэтому и невозможно выделить тектонические циклы (каледонский, герцинский и др.), т.к. в разных регионах один и тот же цикл мог начинаться и заканчиваться в разные периоды геохронологической шкалы (или вообще отсутствовать), т.е. разница составляет несколько десятков миллионов лет. Молодые тектонические деформации всегда приводили или приводят в настоящее время к усложнению геологического строения территории и усложнению характера и типа складчатости. |
К оглавлению курса | К оглавлению вводной части |