Транспортная энергетика

 Елабужский институт (филиал), инженерно-технологический факультет, кафедра общей инженерной подготовки.

Направление: 23.03.01 «Технология транспортных процессов».

Учебный план: «Технология транспортных процессов» (очное, 2015)

Дисциплина: «Транспортная энергетика» (бакалавр, 3 курс, очное обучение) Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 24, практические занятия – 8, лабораторные работы- 22, самостоятельная работа – 54), форма контроля: зачет. Аннотация: Основное внимание в ЭОР уделяется законам сохранения и превра-щения энергии и их использованию на транспорте. Основным двигателем на автотранспорте является ДВС. Исследование тепловых процессов, происходящих внутри двигателя и их влияние на окружающую среду имеет важное практическое значение для народного хозяйства страны. Приведены примеры решения стандартных задач по теплотехническим расчётам.. Лабораторный практикум позволяет студентам экспериментально проверить выводы теории.

Темы: 1. Энергетика. Виды энергии. 2. Термодинамическое тело и система. Основные термодинамические параметры. Идеальный газ и уравнение его состояния. Внутренняя энергия, механическая работа. Энтальпия, энтропия. Первый закон термодинамики. 3.Термодинамические процессы идеального газа. Изобарный процесс, изохор-ный и адиабатный процессы. Уравнение процессов. Термодинамический расчёт работы и теплоты, энтальпии, энтропии и внутренней энергии. 4. Изображение процессов в термодинамических диаграммах. Термодинамические циклы. Цикл Карно. Второй закон термодинамики. 5.Способы распространения тепла и виды теплообмена. Теплопроводность. Конвективный теплообмен, коэффициент теплоотдачи. Излучение энергии. Тепло-передача, уравнение теплопередачи. Теплообменные аппараты. 6.Характеристика топливных ресурсов. Состав органических топлив. Удельная теплота сгорания. Процесс горения топлива, коэффициент избытка воздуха. Топ-ливо для ДВС. Октановое число. Нефть и продукты её переработки. Термический и каталический крекинг. 7. Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) – краткий обзор развития, области применения. Физические процессы, идеальные циклы, термические КПД циклов. Индикаторные диаграммы ДВС, индикаторная и эффективная мощности. Тепловой бланс и КПД различных ДВС 8. Процессы газообмена и сжатия. Периоды газообмена: свободный выпуск, принудительны, выпуск продувка, наполнение и дозарядка. Основные требования к процессам смесеобразования в двигателях с воспламенением от искры. 9. Особенности смесеобразования при впрыске бензина и при работе на газообразных топливах. Воспламенение гомогенной смеси от электрической искры. Понятие о диффузном горении. 10. Процессы смесеобразования и сгорания в дизелях. Требования к смесеобразованию в дизелях. Параметры и характеристики Впрыскивания топлива. Типы камер сгорания. Методы увеличения индикаторной мощности. Сравнение индикаторных показателей дизеля и двигателя с искровым зажиганием. 11. Поршневая группа с кривошипно-шатунным механизмом. Система наддува. Система охлаждения и смазочная система. Система выпуска отработавших газов. Факторы, влияющие на токсичность отработавших газов. Мероприятия по снижению токсичности газов. Эксплуатационные характеристики и режимы работы транспортных ДВС. Влияние различных факторов на расход топлива автомобилем. 12.Паротурбинные установки. Цикл Ренкина. Газотурбинные установки. Цикл ГТУ со сгоранием топлива при постоянном объёме. Компрессоры.

Ключевые слова: энергетика, энергия ,теплота, мощность, кпд, энтальпия, энтропия, цикл, двигатель, характеристики, экология, транспорт, теплоёмкость, температура.

Автор ЭОР: Киреев Борис Николаевич, доцент кафедры общей инженерной подготовки, кандидат физико-математических наук, тел.: 8-917-275-05-18, email: kirbo2@yandex.ru.  Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2017 г.

Рабочая программа курса

Краткий конспект курса