- Преподаватель: Александр Граница
Институт фундаментальной медицины и биологии
Кафедра фундаментальных основ клинической медицины
Гематология. Основные теоретические аспекты учебной программы
Аннотация
Ресурс предназначен для изучения теоретических основ предмета «Гематология» и позволяет освоить клиническую картину и диагностические критерии определенных гематологических и онкогематологических заболеваний, оценить необходимость проводимых лабораторных и инструментальных методов исследования, специфических методов исследования в гематологии, ориентироваться в терапии, которую назначают при конкретной нозологии в соответствии с клиническими рекомендациями.
Практическая часть занятия проводится в очной форме, с участием пациентов, находящихся на стационарном лечении в ГАУЗ «ГКБ 16» г. Казани в гематологическом и терапевтическом отделениях. Вопросы для очного рассмотрения обозначены в данном электронном образовательном ресурсе.
Формируемые компетенции**
ОК-1 (общекультурные компетенции) способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-1 (профессиональные компетенции) готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медикобиологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-11 (профессиональные компетенции) готовность к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи
ОПК-5 (профессиональные компетенции) способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок
ОПК-8 (профессиональные компетенции) готовность к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач
ОПК-9 (профессиональные компетенции) способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач
ПК-1 (профессиональные компетенции) способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания
ПК-20 (профессиональные компетенции) готовность к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины
ПК-9 (профессиональные компетенции) готовность к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара
Результаты обучения
Знать:
Методы клинической и лабораторно-инструментальной диагностики наиболее часто встречающихся заболеваний внутренних органов у взрослого населения.
Современные аспекты этиопатогенеза, клинических проявлений основных заболеваний внутренних органов.
Патологические симптомы и синдромы при наиболее распространенных заболеваниях.
Основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях, способных
вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход.
Современные методы медикаментозного и немедикаментозного лечения при заболеваниях внутренних
органов с позиций доказательной медицины. Организация и проведение реабилитационных мероприятий
среди взрослого населения.
Основы изучения, сбора научно-медицинской информации, методы научных исследований
Должен уметь:
Выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива.
Определить статус пациента: собрать анамнез, провести опрос пациента и/или его родственников, оценить
социальные факторы, влияющие на состояние физического здоровья.
Определить ведущий синдром, установить конкретную причину, провести осмотр, наметить оптимальный
диагностический поиск.
Выделять основные патологические симптомы и синдромы.
Формулировать клинический диагноз.
Разработать больному план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную
терапию согласно, принципов доказательной медицины, использовать методы немедикаментозного лечения,
провести реабилитационные мероприятия.
Самостоятельно работать с литературными и информационными источниками научно-медицинской
информации.
Должен владеть:
Навыками информирования пациентов и их родственников в соответствии с требованиями правил
'информированного согласия'.
Навыками диагностики заболеваний внутренних органов
Алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза.
Алгоритмом выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с неинфекционными
заболеваниями.
Стандартами оказания медицинской помощи при наиболее часто встречающихся заболеваниях внутренних
органов.
Должен демонстрировать способность и готовность:
применять результаты освоения дисциплины в профессиональной деятельности
Перечень тем (модулей) ЦОР
Тема 1. |
Гематологические нозологии. Анемии. Практическая часть: Стернальная пункция. Осмотр больного, особенности пациентов с анемией. |
Тема 2. |
Онкогематологические нозологии. Острые лейкозы. Миелодиспластический синдром. Хронические формы гемобластозов. Практическая часть: Осмотр больного, особенности онкогематологических пациентов. Опрос и объективный осмотр больного в палате. Обсуждение больного, выбранного для написание истории болезни. |
Тема 3. |
Гематологические нозологии. Гемофилия А и В. Первичная иммунная тромбоцитопения. Практическая часть: Введение в трансфузиологию. Определение группы крови по системе АВО методом цоликлонов. Определение совместимости донорской крови и крови реципиента перед трансфузией компонентов крови. |
Требования к обучающимся
Подготовка к практическим занятиям в гематологическом отделении на базе ГАУЗ «ГКБ 16» г. Казани, требует от студента самостоятельного изучения теоретического материала в учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности: по гематологии.
Данные автора (ов)
Дресвянникова Элеонора Эдуардовна, ассистент кафедры ФОКМ ИФМиБ КФУ
Абдулхаков Сайар Рустамович, к.м.н., доцент, зав. кафедрой ФОКМ ИФМиБ КФУ
Абдрахманова Алсу Ильдусовна, к.м.н., доцент кафедры ФОКМ ИФМиБ КФУ
- Преподаватель: Алмаз Гараев
- Преподаватель: Элеонора Дресвянникова
Исследование артериального пульса и измерение артериального давления
Институт фундаментальной медицины и биологии, кафедра фундаментальных основ клинической медицины
Направление: 31.05.01 «Лечебное дело» (дисциплина «Пропедевтика внутренних болезней»)
Учебный план: «Врач-лечебник» (очное, 2016)
Дисциплина: «Пропедевтика внутренних болезней» (специалитет, 2 курс, очное обучение)
Количество часов: 252 ч. (в том числе: лекции – 28, лабораторные работы – 106, самостоятельная работа – 100, контроль (зачёт/экзамен) – 18), форма контроля: дифференцированный зачет в 4 семестре, экзамен в 5 семестре.
Аннотация: Основное внимание в ЭОР уделяется рассмотрению исследования артериального пульса и измерению артериального давления пациента как важного биомаркера при диагностике ряда заболеваний. Приводятся краткие исторические сведения, теоретические и практические методические положения, включающие основные понятия, определения, формулы. Рассмотрены примеры разных видов артериального пульса и показателей артериального давления, характерных для разнообразных заболеваний.
Темы:
1. Введение
2. Техника определения артериального пульса.
3. Свойства артериального пульса.
4. Различные виды артериального пульса.
5. Техника измерения АД.
6. Измерение АД в положении стоя.
7. Измерение АД на ногах.
8. Преимущества и недостатки аускультативного метода измерения АД по методу Н.С. Короткова.
Ключевые слова: артериальный пульс, исследование артериального пульса, свойства артериального пульса, места определения пульса, артериальное давление, измерение артериального давления.
Авторы ЭОР: Ослопова Юлия Владимировна, доцент кафедры фундаментальных основ клинической медицины, кандидат медицинских наук; Абдулхаков Сайяр Рустамович, доцент кафедры фундаментальных основ клинической медицины, кандидат медицинских наук; Абдрахманова Алсу Ильдусовна, доцент кафедры фундаментальных основ клинической медицины, кандидат медицинских наук тел.: (843)2365109, email: oslopovajul@mail.ru .
Дата начала эксплуатации: 4 апреля 2020 г.
- Преподаватель: Алмаз Гараев
- Преподаватель: Юлия Ослопова
Электрокардиография
Институт фундаментальной медицины и биологии, кафедра фундаментальных основ клинической медицины
Направление: 30.05.02 «Медицинская биофизика» (дисциплина «Внутренние болезни»)
Учебный план: «Врач-биофизик» (очное, 2016)
Дисциплина: «Внутренние болезни» (специалитет, 4 курс, очное обучение)
Количество часов: 236 ч. (в том числе: лекции – 32, лабораторные работы – 204), форма контроля: дифференцированный зачет в 7 семестре, экзамен в 8 семестре.
Аннотация: Основное внимание в ЭОР уделяется рассмотрению электрокардиографии как важнейшего метода электрофизиологической инструментальной диагностики. Приводятся краткие методические положения, включающие основные понятия, определения, формулы. Рассмотрены примеры электрокардиограмм, характерных для разнообразных заболеваний сердца, описывается методология постановки диагноза на основании результатов электрокардиологического обследования.
Темы:
1. Нормальная электрокардиограмма.
2. Нарушения проводимости.
3. Атриовентрикулярные блокады (АВ-блокады) сердца.
4. Нарушения внутрижелудочковой проводимости
5. Блокада ножек пучка Гиса.
6. Двух- и трехпучковые блокады.
7. ЭКГ при гипертрофии различных отделов сердца.
8. Нарушение проводимости в виде ускорения проводимости.
Ключевые слова: электрокардиография, электрокардиограмма, нарушения проводимости, блокады сердца, блокады ножек пучка Гиса, гипертрофия отделов сердца
Автор ЭОР: Ослопова Юлия Владимировна, доцент кафедры фундаментальных основ клинической медицины, кандидат медицинских наук, тел.: (843) 2365109, email: JVOslopova@kpfu.ru.
Дата начала эксплуатации: 20 сентября 2019 г.
- Преподаватель: Алмаз Гараев
- Преподаватель: Юлия Ослопова