Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого

Направление: 032700.62 – Филология

Учебный план: «Русская диалектология» (очное, 2017)

Дисциплина: «Русская диалектология» (бакалавр, 2 курс, очное обучение)

Количество часов: 72 ч. (в том числе: лекции – 18, практические занятия – 18, самостоятельная работа – 36), форма контроля: дифференцированный зачет.

Аннотация: Основное внимание в ЭОР уделяется знакомству студентов с народной речью, во многом отражающей традиционную культуру русских и их контакты с другими народами и их культурами. Приводятся краткие методические материалы, лекции, включающие основные понятия, определения дисциплины. На практических занятиях детально рассматриваются основные явления диалектной речи, они содержат перечень теоретических вопросов по теме, задания для самостоятельной работы, список основной и дополнительной литературы.

Темы: 

1. Введение. Предмет и задачи диалектологии.

2. Фонетическая система русских говоров.

3. Морфологическая система русских говоров.

4. Диалектный синтаксис.

5. Лексика русских говоров.

 Ключевые слова: русская диалектология, диалект, говор, группа говоров, наречие, севернорусское наречие, южнорусское наречие, среднерусские говоры.

Авторы ЭОР:

Чупрякова Ольга Анатольевна, доцент кафедры русского языка и прикладной лингвистики, кандидат филологических наук, тел.: 89297275952, email: bezdna2008@rambler.ru.

Сафонова Светлана Сергеевна, доцент кафедры русского языка и прикладной лингвистики, кандидат филологических наук, тел.: 89033148062, email: prepodss@mail.ru

Дата начала эксплуатации: 8 февраля 2017 г.

Программа дисциплины

Краткий конспект ЭОР

 

Институт филологии и межкультурной коммуникации, отделение русской и зарубежной филологии им Л.Толстого, кафедра русского языка и методики преподавания

Направление подготовки: 050100.62 «Педагогическое образование» (бакалавриат, 2 курс, очное обучение)
Дисциплина: «Морфемика. Словообразование»
Профиль подготовки: Русский и иностранный (английский) языки
Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 26, практические занятия – 28, самостоятельная работа – 54); форма контроля: экзамен (4 семестр)
Аннотация: основные цели и задачи курса - овладеть теоретическими знаниями и практическими умениями в области функционирования словообразовательной системы русского языка, овладеть словообразовательными нормами русского языка, иметь знания о словообразовательных отношениях, возникающих между словами в русском языке, об основных словообразовательных единицах, средствах, словообразовательных значениях производных слов, способах и механизмах русского словопроизводства; иметь представление о происходящих в сфере словообразования семантических процессах антонимии, синонимии, омонимии, осознавать стилистическую значимость словообразования; овладеть навыками словообразовательного анализа; понимать значимость словообразования, его резервов в практике преподавания русского языка (при изучении лексики, орфографии, стилистики, морфологии).

Темы: 1. Словообразование как наука. 2. Словообразовательные отношения. Понятие членимости. Словообразовательная форма. 3. Исторический характер связи соотнесенности и мотивированности и его отражение в морфологической структуре слова. 4. Словообразовательные морфемы. Типы морфем в системе словообразования 5. Способы русского словообразования 6. Словообразовательное значение 7. Основные единицы словообразования. 8. Словообразовательная синонимия,антонимия, омонимия, паронимия. 9. Словообразовательный анализ в его отношении к формообразовательному, морфемному, этимологическому.
Ключевые слова: словообразовательные отношения, соотнесенность, мотивированность, членимость, производность, производное слово, производящее слово, словообразовательная структура, словообразующая основа, словообразующие аффиксы, словообразовательные способы, словообразовательное значение, словообразовательный анализ.
Автор: Щуклина Татьяна Ювенальевна, доцент кафедры русского языка и методики преподавания, кандидат филологических наук, email: Tatyana.Schuklina@kpfu.ru
Дата начала эксплуатации: 11 февраля 2014 года

Рабочая программа курса

Институт филологии и  межкультурной коммуникации им. Льва Толстого, отделение русской и зарубежной филологии, кафедра  русского языка и прикладной лингвистики

Направление подготовки : 44.04.01 Педагогическое образование. Профиль подготовки: Преподавание русского языка и литературы в полиэтнической среде,(магистратура, 1 курс, очное обучение) 
Дисциплина : «Теория и практика обучения русскому языку в полиэтнической среде» 
Количество часов :  магистратура  - 108 ч. (в том числе : лекции – 6, практические занятия – 30, самостоятельная работа – 72); форма контроля – экзамен 

Темы :1.  Современная методика преподавания русского языка в школе: основные тенденции и направления. Специфика преподавания русского языка в полиэтнической среде.  2. Связь методики с другими научными дисциплинами. Учет особенностей родного языка учащихся при обучении русскому языку как неродному – важнейшая лингвометодическая категория. 3.Методы и приемы обучения русскому языку. Современные инновационные технологии в преподавании русского языка. 4. Методика развития речи. Развитие речи – важнейший компонент обучения русскому языку в полиэтнической среде. 5. Анализ программ и гос. стандартов по русскому языку как родному и неродному. Современные средства обучения русскому языку. 6. Организационные формы обучения русскому языку в образовательных организациях разного профиля и направления. Виды планирования учебного материала по русскому языку. Типы и структура уроков русского языка. Конспект (технологическая карта) урока русского языка. Внеклассная работа по русскому языку. 7. Методика обучения фонетике и орфоэпии. 8. Методика изучения лексикологии и фразеологии. 9. Методика изучения морфемики и словообразования. 10. Методика изучения грамматики (морфологии и синтаксиса). Культура речи и стилистика в школьном курсе русского языка. 11. Методика обучения русской орфографии. Методика обучения пунктуации. Контроль качества образования по русскому языку.

Ключевые слова :русский язык как школьный предмет, полиэтническая среда, лингвометодика, содержание и средства обучения, учебно-методический комплекс, формы обучения. 

Автор : Юсупова Зульфия Фирдинатовна, доцент кафедры  русского языка и прикладной лингвистики ИФМК, кандидат педагогических наук, e-mail: Usupova.Z.F@mail.ru 
Дата начала эксплуатации : 01 сентября 2015 года

Вводное видео в курс

Рабочая программа

Краткий конспект лекций