Институт филологии и межкультурной коммуникации, кафедра теории искусств и мировой художественной культуры

Направление: 073000.68 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» (профиль Музыкально-культурные коммуникации)
Учебный план: магистратура, 2 курс, очное обучение,2013
Дисциплина: «Современные проблемы музыкального искусства и науки»
Количество часов: 126 часов (в т.ч. лекции – 28 ч., практические занятия –14 ч., самостоятельная работа – 84 ч.)
Форма контроля: экзамен.
Аннотация: Электронный курс «Современные проблемы музыкального искусства и науки» предназначен для организации самостоятельной работы магистров второго года и обучения. Курс даёт представление об общей картине современного музыкального искусства и науки, а также знакомит с наиболее значимыми достижениями западно-европейского и американского теоретического музыковедения. Содержание курса состоит из 14 тем, включающих теоретический и практический материал, видеоматериалов, нотной литературы, контрольных тестов и заданий.
Темы:
1. Введение. Проблема гармонии в современной американской теории музыки.
2. Трансформативная теория Дэвида Люина, Нео-Римановская теория Ричарда Кона, Аккордовые Геометрии Дмитри Тимошко.
3. Проблема музыкальной формы: теория формальных функций Шенберга-Раца-Каплина.
4. Диалогическая теория сонатной формы Уоррена Дарси и Джеймса Хепокоски.
5. Проблемы современной западной музыкальной семиотики: экзистенциальная семиотика Ээро Тарасти.
6. Теория музыкального нарратива Роберта Хаттена, теория топиков Леонарда Ратнера и Кофи Агаву
7. Профессиональный письменный английский язык. Сочинение абстракта для заявки на конференции на английском языке.
8. Оформление послужного списка (curriculum vitae) и письма (cover letter). Правила и стандарты профессиональной электронной переписки на английском языке.
9. Теория музыкальных эмоций: концепция эмоций Патрика Джаслина и Джона Слободы.
10. Концепция музыкальной метафоры Майкла Спицера, теория ожидания Леонарда Мейера и Дэвида Хюрона.
11. Основы когнитивного музыковедения: генеративная теория Лерда-ла-Джакендоффа.
12. Когнитивные аспекты музыкального тона, аккорда и тональности Кароль Крум-хансл.
13. Проблемы композиции: теория партименто Роберта Гьердингена и Джорджио Сангвинетти
14. Анализ музыкальных произведений с применением изученных методов.
Авторы:
Ханнанов Ильдар Дамирович, Ph.D, профессор теории музыки Института (Консерватории) Пибади Университета Джонcа Хопкинса (г.Балтимор, Мериленд, США), e-mail: drkhannanov@gmail.com. Хайрутдинова Дилия Флюровна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории искусств и мировой художественной культуры Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ, тел. 89053174421, e-mail: khairutdinovadf@mail.ru.
Ключевые слова: современная теория музыки, музыкальная форма, когнитивное музыкознание, теория композиции, музыкальная семиотика.
Дата начала эксплуатации: сентябрь 2014
Доступность: курс доступен только зарегистрированным слушателям
Вводное видео в курс