Институт психологии и образования, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики

Количество часов: 36 (в том числе: лекции - 4 ч., практические задания - 14, самостоятельная работа 18), форма контроля: зачет

Аннотация: Курс «Психолого-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» выделен в самостоятельную учебную дисциплину как дисциплина по выбору, опирающаяся на  достижение современной отечественной и зарубежной педагогики.

Эффективность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от создания специальных образовательных условий, адекватных особенностям развития детей и их специальным образовательным потребностям. Такие условия могут быть созданы  как в системе специального образования, так и в учреждении социальной защиты, а в некоторых случаях и в условиях интеграции.

Курс «Психолого-педагогические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» позволяет расширить умение и навыки студентов в практической коррекционной работе с детьми с ОВЗ с учетом психолого-педагогических технологий коррекционно-развивающей работы. Особое место при освоении курса занимает ознакомление с психолого-педагогическими технологиями работы с детьми с ОВЗ, проектирование оптимальных педагогических маршрутов для каждого ребенка, разработка вариативных коррекционно-развивающих программ.

Программа рассчитана на  учебный курс, объемом 36 часов, включает лекционную, практическую и самостоятельную работу.

Содержание дисциплины последовательно раскрывается через:

Теоретические аспекты освоения знаний  о психолого-педагогических технологиях работы с детьми с ОВЗ (1 раздел);

Освоение знаний об особенностях использования психолого-педагогических технологий в работе с детьми с ОВЗ в различных странах (2 раздел);

Освоение умений и навыков использования психолого-педагогических технологий в работе с детьми с ОВЗ (3 раздел).

Темы: Тема 1.Основные цели и задачи психолого-педагогической коррекции. Тема 2. Методы и средства психолого-педагогического воздействия. Тема 3. Система коррекционной психолого-педагогической работы с детьми с ОВЗ в России и за рубежом. Тема 4. Проектирование индивидуальных программ обучения детей с ОВЗ с использованием психолого-педагогических технологий.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическая коррекция, психолого-педагогические технологии, методы психолого-педагогического воздействия, средства психолого-педагогического воздействия, коррекционная помощь в России, коррекционная помощь за рубежом.

Преподаватель: Цивильская Екатерина Анасовна, ассистент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Института психологии и образования К(П)ФУ, e-mail: e.tsivilskaja@mail.ru

Рабочая программа 

«Проектирование психологически безопасной образовательной среды» является обязательной дисциплиной инструментального блока "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в образовательной среде". 

В результате изучения дисциплины студент будет знать научно-методологическую и практическую основу профессиональной деятельности по диагностике и проектированию психологически комфортной и безопасной среды образовательного учреждения.

Данный курс является неким интегративным курсом, обобщающим знания и умения, полученные студентами при изучении психофизиологического и инструментального модуля так как при создании психологически безопасной среды необходимо учитывать возрастные и личностные особенности участников образовательного процесса и состоит из 8 лекционных часов и 10 часов практических занятий. В процессе изучения дисциплины рассматриваются следующие темы: 1. Методологические и теоретические основы психологической безопасности образовательной среды; 2. Экспертиза психологической безопасности образовательной среды; 3. Сопровождение психологической безопасности в педагогическом общении; 4. Общая характеристика процесса формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

Итоговой формой контроля является экзамен в виде практической работы по Экзамен комплексной оценке образовательной среды школы и разработке рекомендаций по коррекции и реорганизации ее деятельности.

Проведение диагностики психологической безопасности является частью задания на распределенной практике.

Институт психологии и образования, кафедра общей и социальной педагогики

Направление подготовки: 44.04.02  «Психолого-педагогическое образование», (профиль «Практическая психология в образовании») (2 курс, 3 модуль)

Дисциплина «Психология и педагогика семьи»

Количество часов: бакалавриат - 36 ч. (в том числе: лекции – 8, практические занятия – 10, самостоятельная работа – 18); форма контроля – экзамен (3 семестр)

Аннотация: Данный курс посвящен  актуальным вопросам психологии и  педагогики семьи: определениям основных понятий; особенностям развития семьи и брака в историческом и современном контексте; основным принципам, направлениям, концепциям, содержанию семейных отношений и семейного воспитания; диагностике семьи; формам и методам взаимодействия семейного и общественного воспитания. В курсе представлены методические рекомендации для студентов заочного отделения, краткое содержание лекций, которые содержат основные понятия и  определения, набор заданий для самостоятельной работы и практических занятий, включающих упражнения, социально-педагогические задачи, работу с источниками, проверочные тесты.

Темы: 1. Педагогика и психология семьи в системе гуманитарных наук. 2. Семья и брак в историческом ракурсе. 3. Семья. Определение, функции, структура и динамика семьи. 4. Альтернативные формы семейно-брачных отношений. 5. Любовь и брак. Теории любви. 6. Супружеские отношения. Стадии супружеских отношений. 7. Психологический диссонанс в семье. 8. Основные теоретические подходы в семейной терапии. 9. Диагностика семьи. 10. Воспитательный потенциал  семьи. 11. Семейное воспитание: основы, принципы, особенности, содержание. 12. Психолого-педагогические основы семейного воспитания и детско-родительских отношений. 13. Взаимодействие семьи  и образовательных учреждений в воспитании детей.

Ключевые слова: семья, брак, любовь, семейные отношения, семейное воспитание, воспитательный потенциал семьи, родители, взаимодействие семьи и образовательных учреждений, ребенок.

Преподаватели, авторы курса: 1.Биктагирова Гульнара Фердинандовна, доцент кафедры общей и социальной педагогики, кандидат педагогических наук, e-mail: BikGF@mail.ru     

2. Муртазина Эльмира Ильдусовна, доцент кафедры общей и практической психологии, кандидат педагогических наук, e-mail: elil@inbox.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2015 года

Рабочая программа 

Краткий конспект курса

Институт психологии и образования, кафедра общей и практической психологии.

Направление подготовки : 030300.68 «Психология», профиль «Консультативная психология»

Учебный план: «Консультативная психология» очное 2013г.

Дисциплина : «Качественные и количественные методы исследований в психологии» (магистратура, 1 курс, очное обучение)

Количество часов :
030300.68 «Психология», Профиль «Консультативная психология», 1 курс, форма обучения - очная, количество часов – 72 (в том числе лекции – 16, практические занятия – 16, самостоятельная работа – 40), форма контроля: зачет.

Аннотация: Выявление и исследование закономерностей в психологии, в настоящее время, невозможно без использования количественных и качественных методов, основанных на использовании математического аппарата. Математические методы позволяют психологу качественнее провести эксперимент, лучше понять результаты исследований, выявить закономерности. Знание основных принципов и правил математической статистики позволяет психологу проводить более глубокий анализ данных, основное внимание, уделяя получаемым результатам и их интерпретации. В связи с этим, в рамках данного курса, студенты знакомятся с методами и процедурами обработки данных психологических исследований, особое внимание уделяется методам проверки статистических гипотез, методам изучения взаимосвязи психологических явлений, методам обработки многомерных данных в психологии, а также способам табличного и графического представления полученных результатов психологических исследований. Однако в силу сложности математических расчетов психологу целесообразнее воспользоваться готовыми стати-стическими пакетами, предлагаемыми на рынке компьютерных программ. Компьютеризация изменила исследовательский процесс. Это позволило исследователю проводить более глубокий анализ данных, особое внимание, уделяя получаемым результатам и их интерпретации. В связи с этим, в рамках данного курса, студенты знакомятся с методами и процедурами обработки результатов психологического тестирования с использованием электронных таблиц Excel, а также программ статистической обработки информации типа STATISTICA, SPSS.

Темы : 1. Основы измерения и количественного описания данных в психологии. 2. Методы статистического вывода: проверка гипотез. 3. Методы изучения взаимосвязи психологических явлений. 4. Дисперсионный анализ. 5. Многомерные методы статистического анализа.

Ключевые слова : качественные методы исследований, математические методы, измерение, типы шкал, виды измерений, корреляционный анализ, дисперсионный анализ, кластерный анализ, факторный анализ

Автор : Шишова Евгения Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и практической психологии Института психологии и образования К(П)ФУ,email: evgshishova@yandex.ru

Дата начала эксплуатации : 1 сентября 2014 года

Вводное видео в курс