Институт психологии и образования, кафедра общей и практической психологии

Направление: 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: «Практическая психология в образовании»

Квалификация (степень) выпускника: академический бакалавр по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика»

Дисциплина: «Особенности развития одаренных детей»

Количество часов: 36 ч. (в том числе: лекции – 4, практические занятия – 14, самостоятельная работа – 18), форма контроля: зачет.

Аннотация: В рамках курса «Особенности развития одаренных детей» студенты знакомятся с основными современными концепциями одаренности, изучают возможности и ограничения в диагностике и прогнозировании одаренности.  Значительная часть курса посвящена изучению индивидуально-психологических и личностных особенностей одаренных детей.

Темы: 

1. Современные концепции одаренности.

2. Общая характеристика одаренных детей.

3. Диагностики и прогнозирование одаренности.

Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, когнитивные особенности одаренных детей, психосоциальные особенности одаренных детей, концепции одаренности, диагностика одаренности, прогнозирование одаренности.

Авторы курса:  Абрамова Людмила Алексеевна, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и развития образования, профессор ЧГУ, email:  laabramova@mail.ru;

Солобутина Марина Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии КФУ, email: marina.solobutina@kpfu.ru

Дата начала эксплуатации:

Рабочая программа

Дисциплина «Психолого-физиологические особенности развития младшего школьника» включена в модуль «Биолого-психолого-педагогические основы развития ребенка», усиливает связи как с обучающими курсами внутри психологии, так и с другими областями гуманитарных и естественнонаучных знаний, что ведет к укреплению и обогащению профессиональной компетенции студента. По мере изучения дисциплины студент вводится в круг задач психологии развития, физиологии и анатомии детей младшего школьного возраста: раскрывает психологическое содержание понятий; анализирует, какие изменения происходят с предметом курса в анатомо-физиологическом аспекте, изучает особенности и индивидуальные характеристики младшего школьника в динамике его развития. В центре внимания психологии детей младшего школьного возраста находятся процессы формирования и развития различных сторон личности учащегося через организацию различных видов деятельности. Развитие личности в онтогенезе выступает как процесс усвоения (присвоения) социокультурного опыта. Этот процесс осуществляется через обучение, развитие и воспитание в условиях учебно-воспитательной деятельности.

Центральным моментом анализа образовательной траектории ученика является не определение ее соответствия типу ведущей деятельности, хотя это и надо учитывать, а тип взаимодействия коалиции людей, озадаченных образованием данного ребенка, определение резервов и ресурсов этих коалиций.

Ссылка на материал: https://kpfu.adobeconnect.com/gromova/

Курс «Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» выделен в самостоятельную учебную дисциплину как дисциплина по выбору, опирающаяся на достижения современной отечественной и зарубежной специальной психологии.

Содержание курса направлено на ознакомление студентов с современными тенденциями изучения нарушений в развитии, последовательное изложение закономерностей психофизического развития детей с ОВЗ, раскрытие потенциальных возможностей развития детей с ОВЗ, формирование у студентов представления о системе лечебно-педагогических мероприятий, реализуемых в условиях учреждений специального типа, а также вызвать профессиональный интерес к проблеме обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

 В процессе изучения данного курса студенты должны овладеть базовыми терминами дисциплины, научиться свободно ориентироваться в особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, знать основные направления медицинской, психологической и педагогической помощи детям с ОВЗ.

Курс рассчитан на 4 часа лекционных занятий, 14 часов практических занятий. Курс завершается зачетом. Обязательным условием допуска студента к зачету является его участие в аудиторных формах работы и выполнение всего объема практических заданий. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде контрольной работы.

Содержание дисциплины последовательно раскрывается через:

-                   освоение общетеоретических знаний об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ (1 модуль);

-                   освоение умений составления дифференциальной диагностики различных нарушений в развитии (2 модуль);

-                   освоения навыков применения теоретических знаний на практике(3 модуль).

Ссылка на материал:

http://adobe.kpfu.ru/p74a5m6l6ih/

https://kpfu.adobeconnect.com /r10xd9benfo

В данном курсе рассматриваются механизмы и закономерности развития разных форм зависимого поведения у детей и подростков, влияние зависимого поведения на формирование личности ребенка, этапы развития зависимости и факторы, способствующие этому патологическому процессу. Учебная программа " Особенности развития детей с зависимым поведением" позволяет студентам получить так же знания и навыки в области диагностики процесса развития зависимого поведения у детей, понимать мишени психологической профилактики.

Ссылка на материал: http://kpfu.adobeconnect.com/popova/

В курсе «Психолого-физиологические особенности юношеского возраста» рассматриваются основные законы психического развития человека и качественное своеобразие психики в юношеском возрасте. Излагаются особенности и специфика анатомо-физиологического, психического и личностного развития юношей. Данный курс направлен на формирование у студентов представлений о возрасте как культурно-историческом феномене, основных теоретических подходах и концепциях психического развития, особенностях когнитивного и психосоциального развития в юношеском возрасте. Также внимание в курсе уделяется формированию профессиональной компетентности бакалавра в области психологии развития и в образовательном процессе через освоение знаний о возрастных особенностях юношеского возраста, проявляющихся в обучении, задачах и резервах развития, а также влиянии возрастных и индивидуальных особенностей, учащихся на решение широкого круга профессиональных педагогических задач. Учебная программа ««Психолого-физиологические особенности юношеского возраста» позволяет студентам получить знания и навыки применения современных психологических методик изучения особенностей когнитивного и личностного развития человека в юношеском возрасте, а также навыки и умения просветительской деятельности с целью повышения уровня психологической культуры населения в вопросах развития, обучения и воспитания.